Подготовка воспитанников старшего дошкольного возраста
к обучению на I ступени общего среднего образования
Теоретические основы
обучения детей старшего дошкольного возраста грамоте
Актуальность
В настоящее время проблема подготовки детей старшего дошкольного возраста к овладению грамотой является особо актуальной, так как с началом школьного обучения многие дети испытывают значительные затруднения, пишут с ошибками, и как результат – плохие оценки, негативное отношение к школе, отклонение в поведении, повышенная утомляемость и невроз. Этого можно избежать целенаправленной работой по подготовке детей к обучению грамоте в детском саду. Кроме того, одним из требований школьной программы является готовность будущих первоклассников к овладению грамотой, включающая в себя овладение звукобуквенным, звуко-слоговым и лексико-синтаксическим анализом и синтезом. Обучение детей дошкольного возраста грамоте сложный образовательный процесс. Ребёнку в 5–6 лет и даже 7 лет очень трудно усвоить абстрактные, не встречающиеся в его практическом мире, понятия. Информационный поиск показал, что наиболее эффективными методами обучения детей грамоте являются игровые упражнения и дидактические игры, которые можно использовать как на занятиях, так и в нерегламентированной деятельности. Развивающую роль игры отмечали многие известные педагоги и психологи, специалисты в области детства К.Д. Ушинский, Л.С. Выготский. А.Н. Леонтьев и др. Так, Л.С. Выготский писал: «В игре ребёнок всегда выше своего среднего возраста, выше своего обычного повседневного поведения; он в игре как бы на голову выше самого себя». Благодаря динамичности, эмоциональности проведения и заинтересованности воспитанников игры дают возможность много раз упражнять детей в повторении, выполнении поставленной задачи. С их помощью у них формируется ориентация в звуковой структуре слова, закрепляются умения интонационно выделять звук, определять его качественные характеристики, пополняется и активизируется словарь, совершенствуется звуковая культура, развивается связная речь.
Основы подготовки детей старшего дошкольного возраста
к обучению грамоте в условиях учреждения дошкольного образования.
Сенситивным периодом развития зрительной воспринимающей системы, играющей основную роль в восприятии текста, совершенствование которой продолжается на последующих этапах онтогенеза, является старший дошкольный возраст. Письмо и чтение являются равноправными составляющими письменной речи, что и обуславливает особую актуальность речевого развития, как основы овладения грамотой (Г.А. Каше, Г.В. Чиркина, И.К. Колпаковская, Е.И. Тихеева, Л.Ф. Спирова, Н.С. Старжинская, Н.А. Никашина, Р.Е. Левина и др.). Успешность овладения грамотой зависит от уровня общеречевого развития детей. Поэтому при подготовке к обучению грамоте важен весь процесс речевого развития воспитанников в учреждении дошкольного образования: развитие связной речи, словаря, грамматической стороны речи, воспитание звуковой культуры речи. Особое значение имеет формирование элементарного осознания языка и речи, когда предметом внимания и изучения становится сама речь, её элементы. Формирование речевой рефлексии, произвольности речи составляет важнейший аспект подготовки к обучению грамоте. Подготовка детей к обучению грамоте предполагает следующие направления работы: ознакомление детей со словом – вычленение слова как самостоятельной смысловой единицы из потока речи; ознакомление с предложением – выделение его как смысловой единицы; ознакомление со словесным составом предложения, деление его на слова и составление новых предложений из слов; ознакомление со слоговым строением слова, членение слов на части и составление слов из слогов; ознакомление со звуковым строением слова, формирование навыков звукового анализа слов и слогов.
Таким образом, у детей развивается новое отношение к речи, она становится предметом анализа. Воспитанники проявляют большой интерес к языковой действительности, «экспериментируют» со словами, создают новые, ориентируясь как на смысловую, так и на грамматическую сторону языка. Это является необходимым условием их лингвистического развития.
Сформированные представления, фонематический слух и действия звукового анализа выступают предпосылкой и основой для обучения первоначальному чтению и письму. В учебной программе дошкольного образования вопросы обучения грамоте рассматриваются в образовательной области «Подготовка к обучению грамоте», где сформулированы основные представления и умения, которыми должны овладеть воспитанники старшего дошкольного возраста. Необходимость осуществления работы по обучению детей грамоте именно с 5-6-го возраста обусловлено фактом «языковой одаренности». В этом возрасте детям очень интересно заниматься звуковой составляющей речи. Этим интересом можно воспользоваться и ввести ребенка в удивительный мир звуков, открыть особую языковую действительность, где начинаются азы фонетики и морфологии языка, и таким образом привести его к чтению к шести годам.
В Республике Беларусь проблемой обучения детей старшего дошкольного возраста грамоте занимаются Н.С. Старжинская, Т.А. Литвинчик, А.Л. Давидович, Д.Н. Дубинина и др. Так, большой вклад в изучение и развитие основ обучения детей старшего дошкольного возраста грамоте внесла Н.С. Старжинская. Она является автором ряда научных публикаций и книг. При ее активном участии разработано содержание образовательных областей «Развитие речи и культура речевого общения», «Развiццё маўлення i культура маўленчых зносiн», и «Подготовка к обучению грамоте» учебной программы дошкольного образования.
В своих работах педагог отмечает, что важнейшим условием развития речевой культуры детей является формирование навыков свободного владения словом, глубокого понимания его значения и точности употребления. В разработанной ею методике развития речи детей в русскоязычных и белорусскоязычных группах изложены методы и приёмы, способствующие решению программных задач по обучению грамоте в учреждении дошкольного образования. Особое внимание уделяется игровым приёмам и дидактическим играм, которые составляют специфику обучения детей дошкольного возраста и являются существенным компонентом этого обучения. Обучение грамоте – это целенаправленный, систематический процесс по подготовке к овладению письмом и чтением, который состоит из следующих компонентов: сформированность звуковой стороны речи, т.е. ребенок, овладевает правильным, чётким произношением звуков всех фонематических групп свистящих, шипящих, африкатов, соноров; сформированность фонематических процессов, т.е. умение слышать, различать и дифференцировать звуки родного языка; готовность к звукобуквенному анализу и синтезу, т.е. умение слышать и выделять звуки из состава слова; делать их анализ; формирование умения работать со схемой слова. Трудность в обучении воспитанников грамоте заключается в том, что слова выступают для них только как обозначение предметов, при этом значение слова в детском сознании отражает всю совокупность свойств реальных предметов. Поэтому необходима целенаправленная работа педагога по формированию у детей понятия «слово». При подготовке к обучению грамоте воспитанники получают первое представление о слове как языковой единице. Они начинают понимать, что есть мир слов, который отличается от предметного мира. Упражнения и игры на закрепление понимания номинальной роли слова сочетаются с упражнениями и играми на закрепление и активизацию словаря. После знакомства со словом воспитанники узнают, что слова состоят из звуков, которые произносятся в определённой последовательности, слова бывают длинные и короткие, похожие и непохожие по звучанию. Ознакомление детей со звуком закладывает основу для развития фонематического слуха. У воспитанников формируется представление об интонационном выделении звука в слове, различении на слух твёрдых и мягких согласных, подборе слов на заданный звук. Но даже те дети, которые хорошо овладеют интонационным выделением звуков в словах, испытывают затруднения при определении последовательности звуков в нём, подборе слов с заданным звуком. При знакомстве с каждым звуком даётся его полная характеристика, опираясь на тактильный, зрительный, двигательный и слуховой анализаторы. Дети усваивают, что звук можно услышать, артикуляцию увидеть, и почувствовать. В процессе игр выясняется, что воздух встречает препятствие – губы, зубы, значит звук – согласный. Так же необходимо познакомить детей с тем, что слова состоят из частей (слогов), количество их в словах разное, части идут друг за другом, в определённом порядке. Детям предлагается определить количество частей (слогов) через хлопки, шаги, сгибание пальцев, приседание. Умение воспитанников делить слова на слоги закрепляется в играх и игровых упражнениях, что формирует у дошкольника элементарные знания о фонематической структуре слова. Кажущаяся лёгкость в овладении слоговым членением слов на самом деле ошибочна. Работа педагога с детьми старшего дошкольного возраста в усвоении слогового состава слова осложняется тем, что русскому языку свойственно ударение. Внимание воспитанников обращается на то, что слоги в слове звучат неодинаково, один из них произносится с большей силой. Происходит знакомство детей с ударным слогом и вычленением его в словах. Слово воспринимается как законченное звуковое единство, а дошкольники получают более полное представления о звучащем слове.
Один из этапов обучения грамоте в детском саду – знакомство с звуковым анализом слова, это определение порядка следования звуков в слове и выделение основных их качественных характеристик. Воспитанники испытывают затруднения при овладении звуковым анализом, произнося слова вслух. Слово, которое дети анализируют, необходимо первоначально показать в предметном плане, в виде картины – схемы его звукового состава. Первоначально дети знакомятся со звуковым анализом односложных слов без стечения согласных (дом, дым, кот), затем двухсложных слов с прямыми открытыми слогами (лиса, луна) и односложных, двусложных слов со стечением согласных (стол, крот, скала). Выполняется звуковой анализ каждого звука в слове, проговаривая его характеристику и обозначая фишками разного цвета. Одновременно осуществляется знакомство детей с предложением. Формируются знания о членении предложений на слова, определения их количества и назывании по порядку. Вся работа по обучению детей старшего дошкольного возраста грамоте строится на использовании игровых методов и приёмов, поскольку игра является ведущим видом деятельности. Игры включаются в занятия с учётом постепенного усложнения содержания обучения. Очень важно, чтобы игры не только проводились методически правильно, но и сохраняли свойственный им развлекательный и эмоциональный характер. К концу дошкольного возраста дети в результате обучения достаточно хорошо ориентируются в звуковой стороне речи. Они овладевают действием звукового анализа слов, состоящих из 3–5 звуков, могут характеризовать звуки, дифференцируя их на гласные и согласные (твердые и мягкие). Дети умеют сравнивать слова различных звуковых структур, используя действие моделирования, подбирать слова по заданной модели.
Таким образом, анализ теоретических материалов по обучению детей старшего дошкольного возраста грамоте показал, что значительное место в работе с воспитанниками занимают дидактические игры и игровые упражнения. С помощью их у детей формируются и закрепляются полученные знания и соответствующие умения, активизируется словарь, развивается связная речь, совершенствуется звуковая культура. Дети старшего дошкольного возраста при правильной организации работы имеют все предпосылки для успешного освоения основ обучения грамоте.