Приглашаем в наш мини-музей "Как родился каравай"

15.04.2024

Хлеб один из самых главных продуктов человеческого труда. Мы не можем прожить без него ни дня. Но порой забываем, что булочки и буханки вобрали в себя труд многих людей.

Как же научить детей ценить хлеб?

Для расширения кругозора и пополнения знаний воспитанников о народных традициях, формирования у них представлений о родной культуре, для воспитания бережного отношения к хлебу в учреждении дошкольного образования создан мини-музей «Как родился каравай».

Конспект проведения экскурсии в мини-музее

 «Как родился каравай».

Цель: сформировать у воспитанников представление о ценности хлеба, уточнить  и  закрепить  представление  детей  о выращивании  хлеба, о злаковых растениях.

Задачи:

актуализировать и обогащать словарь детей по теме «Хлеб», развивать связную речь детей;

формировать представления воспитанников о профессиях;

воспитывать уважение к труду людей, которые выращивают и пекут хлеб;  

воспитывать бережное отношение к хлебу;

воспитывать патриотические чувства, интерес к истории своего народа

Оборудование, материалы и экспонаты:

конспект экскурсии по мини-музею в сопровождении текста стихотворения С. Погореловского «Как родился каравай»;

путеводитель по мини-музею «Откуда хлеб пришёл»;

иллюстрации плакатов из прошлых времён;

подборка иллюстраций «Зёрна и крупы злаковых культур»; «Продукты для хлеба»;

дидактические игры «Что из чего?», «Из чего готовят хлеб»; «Угадай на ощупь»;

сюжетные картинки «Эволюции создания хлеба»;

образцы зерна и муки злаковых растений;

образцы хлебобулочных изделий;

макеты техники: комбайн, грузовик для перевозки муки, грузовик для перевозки хлеба;

макет «Мельница»;

макет «Пекарня».

 Ход экскурсии:

Экскурсовод:

Приглашаю вас совершить экскурсию по нашему мини-музею хлеба «Как родился каравай». Хлеб – это продукт, который мы видим у себя на столе каждый день. А знаете ли вы, откуда хлеб попадает к нам на стол?(ответы детей). На самом деле, чтобы вырастить хлеб необходимо много трудиться:

 Ведь не сразу стали зёрна

Хлебом тем, что на столе,

Люди долго и упорно

Потрудились на земле.

Рассматривание иллюстративного плаката прошлых времён:

Не на деревьях булки растут

Помни, малыш!

Хлеб – это труд!

Экскурсию по нашему мини-музею будем совершать с помощью путеводителя из восьми мини-залов. Путеводитель поможет узнать откуда хлеб пришёл и как получился каравай.

ЗАЛ №1.

Поработали комбайны

В золотых полях бескрайних.

Вот и собрано зерно,

Но хлеб ещё оно.

Экскурсовод обращает внимание на комбайн.

Вопрос: для чего используются на полях комбайны?

(Комбайн убирает урожай. Эта машина скашивает колосья, обмолачивает зерно).

Так из колоса тугого

Выбивается зерно,

Вот, пожалуйста, готово!

В мешки сыплется оно.

Экскурсовод рассказывает о злаках; обращает внимание на образцы зерна, называет и показывает образцы злаковых культур (рожь, пшеница, ячмень, овёс).

Вопрос: какие растения называют злаками и чем они отличаются от других растений?

(Злаками называют зерновые растения. У этих растений есть колоски. Внутри колосков созревают зёрнышки).

В нашем мини-музее есть необычные куколки. Эти куколки называются Крупенички. Внутри у них находятся различные виды крупы или зерна.

В старину такие куклы делали для того, чтобы хранить высокоценные семена будущего урожая (в первую очередь семена гречихи). Таких кукол обычно дарили на Коляду, Рождество или на праздники, связанные с урожаем.

Тактильная игра «Угадай на ощупь».

Следует отгадать на ощупь какая крупа находятся в Крупеничках.

 ЗАЛ №2.

 Вот на мельнице пшеница.

Здесь такое с ним творится!

В оборот её берут –

В порошок её сотрут!

Экскурсовод обращает внимание на образцы муки из злаковых культур, называет и показывает.

Вопрос: какая мука получается из разных злаковых растений?

(Из разных злаковых растений получают разную муку. Из пшеницы – пшеничная; из ржи – ржаная; из овса – овсяная; из ячменя –ячменная.

Дидактическая игра «Что  из чего?»

Цель: формирование представлений детей о злаковых растениях, зерновых культурах и  изделиях из них.

Рассказ с опорой на иллюстрации и образцы круп.

Пшеница очень древнее растение. Из пшеничной муки готовят булочки, батоны, пирожные,  печенье, баранки и даже макароны.

Рожь. Из ржаной муки пекут очень вкусный и полезный хлеб. Он так и называется – ржаной.

Черный хлебушек хорош,

Нам его подарит рожь!

Овёс. Из овсяных хлопьев пекут овсяное печенье и варят вкусную и

полезную овсяную кашу.

Если любишь «Геркулес»,

Все болезни нипочём.

Тот, кто кашу эту ест,

Вырастает силачом!

Ячмень. Каша из ячменя называется перловой. Она очень сытная и полезная. А ещё из ячменных зёрен делают квас и даже дрожжи.

Рис. Говорят, что рис кормит половину человечества. Во многих странах рис – главное хлебное растение. Из риса варят каши, готовят плов, супы, салаты и много других блюд.

Просо. Из очищенных зёрен проса получается пшенная крупа. Из неё варят пшённую кашу.

Каша вкусная, густая,

А по цвету – золотая.

А ещё из пшенной муки пекут очень вкусные блины.

Кукуруза. Из кукурузной крупы варят каши, делают разные кукурузные хлопья, вкусные палочки.

Гречиха. Из её семян готовят крупу и муку.

Сварим кашу вкусную из гречки.

И гречишные оладушки

Испечёт нам наша бабушка!

 ЗАЛ №3.

Итак,

Стали зёрнышки мукою –

Не дадут и ей покою.

 На большой хлебозавод

Грузовик муку везёт.

 ЗАЛ №4,5,6.

Текст в сопровождении и с просмотром видеосюжета

«Процесс изготовления и выпечки хлеба».

 На большом хлебозаводе

Станешь тестом ты, мука,

Там при всём честном народе

Уж намнут ему бока!

Поработала мешалка

(Рук железных ей не жалко!),

Замесили тесто в чане –

Тесто в сторону везут:

В этом чане-великане

Отдохни, постой-ка тут!

Постояло –

Забродило,

Задышало,

Заходило,

Засопело, как медведь,

Стало пухнуть и полнеть.

Тесту тесно,

Мало места.

– Ох, пустите! –

Шепчет тесто.

– Ладно, пустим,

В печь давай!.. –

Народился каравай!

И как будто встал на ножки –

Вдоль по желобу-дорожке

Побежал

Да с ходу – прыг! –

На лоток

И – в грузовик!

 

Дидактическая игра «Из чего готовят хлеб»

Из предложенных картинок с изображением продуктов дети выбирают только те, на которых нарисованы ингредиенты для теста для выпечки хлебобулочных изделий.

 ЗАЛ №7,8.

Хлебу путь теперь недолгий:

Вот он в булочной на полке.

Наконец к тебе на стол

Он пожаловал-пришёл.

В нём – здоровье наше, сила,

В нём – чудесное тепло:

Сколько рук его растило,

Охраняло,

Берегло!

В нём – земли родимой соки,

Солнца свет веселый в нём…

Уплетай за обе щёки,

Вырастай богатырём!

  

Обобщающий этап

«Эволюция создания хлеба».

Человек привык трудиться –

Люди пашут, сеют, жнут.

В каждом зёрнышке пшеницы,

В каждой крошке хлеба –

ТРУД!

Выстраивание логической последовательности эволюции создания хлеба из сюжетных картинок.

Рассказ с опорой на сюжетные картинки серии «Эволюция создания хлеба».

1.Весной на поле выходят трактора. Они вспахивают землю и одновременно боронуют её, то есть рыхлят, чтобы земля стала мягкой и рыхлой.

2.Затем к трактору прикрепляют сеялки, и они ровными аккуратными рядами укладывают в землю зерна пшеницы.

3.Вот появились ростки. Наступают жаркие летние дни. Всё лето созревают зёрна в колосьях на полях.

4.Когда зерна созрели, начинается жатва. На поле выходят комбайны. Комбайн срезает колосья, выколачивает из них зерна и высыпает очищенные зёрна в грузовые машины.

5.Машины отвозят зерно в специальные большие зернохранилища, которые называются элеваторами. 

6.На элеваторах зерно сушат и хранят.

7.Из элеваторов зерно везут на мукомольные заводы или мельницы, где мелют из зерна муку.

8.Затем муку везут на хлебозавод. 

9.На хлебозаводе выпекают хлеб.

10.Наконец хлеб попадает в магазин.

Вот какой долгий путь прошло зёрнышко, чтобы превратиться  в  каравай хлеба!

Экскурсовод:

Долог путь от посеянного в землю зерна до каравая на столе. Каждому

знакомы мудрые слова:

«Хлеб – хозяин дома;

Всему он голова!»

Он дороже злата,

Серебра ценней…

Крепкого железа

Хлебушек сильней!