Приглашаем в наш мини-музей "Как родился каравай"
15.04.2024Хлеб один из самых главных продуктов человеческого труда. Мы не можем прожить без него ни дня. Но порой забываем, что булочки и буханки вобрали в себя труд многих людей.
Как же научить детей ценить хлеб?
Для расширения кругозора и пополнения знаний воспитанников о народных традициях, формирования у них представлений о родной культуре, для воспитания бережного отношения к хлебу в учреждении дошкольного образования создан мини-музей «Как родился каравай».
Конспект проведения экскурсии в мини-музее
«Как родился каравай».
Цель: сформировать у воспитанников представление о ценности хлеба, уточнить и закрепить представление детей о выращивании хлеба, о злаковых растениях.
Задачи:
актуализировать и обогащать словарь детей по теме «Хлеб», развивать связную речь детей;
формировать представления воспитанников о профессиях;
воспитывать уважение к труду людей, которые выращивают и пекут хлеб;
воспитывать бережное отношение к хлебу;
воспитывать патриотические чувства, интерес к истории своего народа
Оборудование, материалы и экспонаты:
конспект экскурсии по мини-музею в сопровождении текста стихотворения С. Погореловского «Как родился каравай»;
путеводитель по мини-музею «Откуда хлеб пришёл»;
иллюстрации плакатов из прошлых времён;
подборка иллюстраций «Зёрна и крупы злаковых культур»; «Продукты для хлеба»;
дидактические игры «Что из чего?», «Из чего готовят хлеб»; «Угадай на ощупь»;
сюжетные картинки «Эволюции создания хлеба»;
образцы зерна и муки злаковых растений;
образцы хлебобулочных изделий;
макеты техники: комбайн, грузовик для перевозки муки, грузовик для перевозки хлеба;
макет «Мельница»;
макет «Пекарня».
Ход экскурсии:
Экскурсовод:
Приглашаю вас совершить экскурсию по нашему мини-музею хлеба «Как родился каравай». Хлеб – это продукт, который мы видим у себя на столе каждый день. А знаете ли вы, откуда хлеб попадает к нам на стол?(ответы детей). На самом деле, чтобы вырастить хлеб необходимо много трудиться:
Ведь не сразу стали зёрна
Хлебом тем, что на столе,
Люди долго и упорно
Потрудились на земле.
Рассматривание иллюстративного плаката прошлых времён:
Не на деревьях булки растут
Помни, малыш!
Хлеб – это труд!
Экскурсию по нашему мини-музею будем совершать с помощью путеводителя из восьми мини-залов. Путеводитель поможет узнать откуда хлеб пришёл и как получился каравай.
ЗАЛ №1.
Поработали комбайны
В золотых полях бескрайних.
Вот и собрано зерно,
Но хлеб ещё оно.
Экскурсовод обращает внимание на комбайн.
Вопрос: для чего используются на полях комбайны?
(Комбайн убирает урожай. Эта машина скашивает колосья, обмолачивает зерно).
Так из колоса тугого
Выбивается зерно,
Вот, пожалуйста, готово!
В мешки сыплется оно.
Экскурсовод рассказывает о злаках; обращает внимание на образцы зерна, называет и показывает образцы злаковых культур (рожь, пшеница, ячмень, овёс).
Вопрос: какие растения называют злаками и чем они отличаются от других растений?
(Злаками называют зерновые растения. У этих растений есть колоски. Внутри колосков созревают зёрнышки).
В нашем мини-музее есть необычные куколки. Эти куколки называются Крупенички. Внутри у них находятся различные виды крупы или зерна.
В старину такие куклы делали для того, чтобы хранить высокоценные семена будущего урожая (в первую очередь семена гречихи). Таких кукол обычно дарили на Коляду, Рождество или на праздники, связанные с урожаем.
Тактильная игра «Угадай на ощупь».
Следует отгадать на ощупь какая крупа находятся в Крупеничках.
ЗАЛ №2.
Вот на мельнице пшеница.
Здесь такое с ним творится!
В оборот её берут –
В порошок её сотрут!
Экскурсовод обращает внимание на образцы муки из злаковых культур, называет и показывает.
Вопрос: какая мука получается из разных злаковых растений?
(Из разных злаковых растений получают разную муку. Из пшеницы – пшеничная; из ржи – ржаная; из овса – овсяная; из ячменя –ячменная.
Дидактическая игра «Что из чего?»
Цель: формирование представлений детей о злаковых растениях, зерновых культурах и изделиях из них.
Рассказ с опорой на иллюстрации и образцы круп.
Пшеница очень древнее растение. Из пшеничной муки готовят булочки, батоны, пирожные, печенье, баранки и даже макароны.
Рожь. Из ржаной муки пекут очень вкусный и полезный хлеб. Он так и называется – ржаной.
Черный хлебушек хорош,
Нам его подарит рожь!
Овёс. Из овсяных хлопьев пекут овсяное печенье и варят вкусную и
полезную овсяную кашу.
Если любишь «Геркулес»,
Все болезни нипочём.
Тот, кто кашу эту ест,
Вырастает силачом!
Ячмень. Каша из ячменя называется перловой. Она очень сытная и полезная. А ещё из ячменных зёрен делают квас и даже дрожжи.
Рис. Говорят, что рис кормит половину человечества. Во многих странах рис – главное хлебное растение. Из риса варят каши, готовят плов, супы, салаты и много других блюд.
Просо. Из очищенных зёрен проса получается пшенная крупа. Из неё варят пшённую кашу.
Каша вкусная, густая,
А по цвету – золотая.
А ещё из пшенной муки пекут очень вкусные блины.
Кукуруза. Из кукурузной крупы варят каши, делают разные кукурузные хлопья, вкусные палочки.
Гречиха. Из её семян готовят крупу и муку.
Сварим кашу вкусную из гречки.
И гречишные оладушки
Испечёт нам наша бабушка!
ЗАЛ №3.
Итак,
Стали зёрнышки мукою –
Не дадут и ей покою.
На большой хлебозавод
Грузовик муку везёт.
ЗАЛ №4,5,6.
Текст в сопровождении и с просмотром видеосюжета
«Процесс изготовления и выпечки хлеба».
На большом хлебозаводе
Станешь тестом ты, мука,
Там при всём честном народе
Уж намнут ему бока!
Поработала мешалка
(Рук железных ей не жалко!),
Замесили тесто в чане –
Тесто в сторону везут:
В этом чане-великане
Отдохни, постой-ка тут!
Постояло –
Забродило,
Задышало,
Заходило,
Засопело, как медведь,
Стало пухнуть и полнеть.
Тесту тесно,
Мало места.
– Ох, пустите! –
Шепчет тесто.
– Ладно, пустим,
В печь давай!.. –
Народился каравай!
И как будто встал на ножки –
Вдоль по желобу-дорожке
Побежал
Да с ходу – прыг! –
На лоток
И – в грузовик!
Дидактическая игра «Из чего готовят хлеб»
Из предложенных картинок с изображением продуктов дети выбирают только те, на которых нарисованы ингредиенты для теста для выпечки хлебобулочных изделий.
ЗАЛ №7,8.
Хлебу путь теперь недолгий:
Вот он в булочной на полке.
Наконец к тебе на стол
Он пожаловал-пришёл.
В нём – здоровье наше, сила,
В нём – чудесное тепло:
Сколько рук его растило,
Охраняло,
Берегло!
В нём – земли родимой соки,
Солнца свет веселый в нём…
Уплетай за обе щёки,
Вырастай богатырём!
Обобщающий этап
«Эволюция создания хлеба».
Человек привык трудиться –
Люди пашут, сеют, жнут.
В каждом зёрнышке пшеницы,
В каждой крошке хлеба –
ТРУД!
Выстраивание логической последовательности эволюции создания хлеба из сюжетных картинок.
Рассказ с опорой на сюжетные картинки серии «Эволюция создания хлеба».
1.Весной на поле выходят трактора. Они вспахивают землю и одновременно боронуют её, то есть рыхлят, чтобы земля стала мягкой и рыхлой.
2.Затем к трактору прикрепляют сеялки, и они ровными аккуратными рядами укладывают в землю зерна пшеницы.
3.Вот появились ростки. Наступают жаркие летние дни. Всё лето созревают зёрна в колосьях на полях.
4.Когда зерна созрели, начинается жатва. На поле выходят комбайны. Комбайн срезает колосья, выколачивает из них зерна и высыпает очищенные зёрна в грузовые машины.
5.Машины отвозят зерно в специальные большие зернохранилища, которые называются элеваторами.
6.На элеваторах зерно сушат и хранят.
7.Из элеваторов зерно везут на мукомольные заводы или мельницы, где мелют из зерна муку.
8.Затем муку везут на хлебозавод.
9.На хлебозаводе выпекают хлеб.
10.Наконец хлеб попадает в магазин.
Вот какой долгий путь прошло зёрнышко, чтобы превратиться в каравай хлеба!
Экскурсовод:
Долог путь от посеянного в землю зерна до каравая на столе. Каждому
знакомы мудрые слова:
«Хлеб – хозяин дома;
Всему он голова!»
Он дороже злата,
Серебра ценней…
Крепкого железа
Хлебушек сильней!