Аутизм не приговор. 2 апреля – Всемирный день распространения информации о проблеме аутизма.

01.04.2024

Аутизм не приговор.

Что делать если у ребенка диагностировали РАС?

Аутизм – это клини­чески раз­нород­ная груп­па рас­стройств психо­ло­гичес­кого раз­вития, харак­теризую­щаяся триадой нарушений социального взаимодействия, общения и стереотипного поведения. В дополнение к этим специфическим диагностическим признакам, часто встречается ряд других неспецифических проблем: фобии, нарушения сна и питания, агрессия и аутоагрессия.

Под словом «аутизм» понимают огромное количество разных заболеваний с различной степенью выраженности клинических симптомов, поэтому эту группу расстройств принято называть аутизм или расстройства аутистического спектра (РАС).

Важно, что для РАС характерно проявление первых признаков в младенчестве или раннем детском возрасте, отставание и задержка в развитии разнообразных психических функций и социально-коммуникативных навыков, течение без ремиссии в большинстве случаев.

Так какие же симптомы включает аутизм и РАС?

1) Нарушения социального взаимодействия и социальной коммуникации.

В раннем возрасте основными проявлениями нарушений этой группы у детей является не способность использовать зрительный контакт, жестикуляцию, мимику и позу для регуляции социального взаимодействия (не смотрит в глаза при обращении к ребенку), сниженные заинтересованность и способность поддерживать взаимодействие со сверстниками и взрослыми (никогда не играет с друзьями или взрослыми в общие игры), недостаточная или отсутствующая реакция на обращенную речь и имя (из-за отсутствия реакции у родителей зачастую возникает подозрение о нарушении слуха у ребенка, что ведет к обращению к аудиологу), неспособностью длительное время удерживать внимание на том, во что вовлекают ребенка взрослые.

Часто у ребенка с РАС можно наблюдать необычное поведение в социальных ситуациях, например, нарушение телесных границ (любящая мама не может обнять своего ребенка, поскольку касание приводит к травме), отсутствие смущения или избыточная тревога в ситуации взаимодействия с новыми людьми (не любит новые места, новых людей, забивается в угол или ищет выход, чтобы вернуться в привычную обстановку), однообразные сценарии в общении (стандартные фразы без эмоций, чтобы сообщить о своих желаниях).

Нарушения коммуникации в младшем возрасте могут проявляться задержкой речевого развития, довольно распространенный симптом в практике работы педиатров поликлиник, под которым может скрываться аутизм и РАС. Игнорировать его нельзя ни в коем случае. Задержка речевого развития может привести как к полному отсутствию речи, так и к недостаточной компенсации речи жестикуляцией (когда ребёнок не может сказать, но показывает пальчиком, что ему нужно – это одно, а когда родитель вообще не может понять что нужно ребенку, так как он молчит и не жестикулирует, а только расстраивается и злится из-за того, что не получает желаемого, это другое).

Ребенок с аутизмом и РАС не поддерживает и не начинает беседы, не задает вопросов или начинает разговор в основном на интересные ему темы. У такого ребенка может отсутствовать лепетная речь (как и «гуление» в возрасте до года). Нарушения коммуникации часто сопровождаются повторяющейся и стереотипной речью, например, повторяющимися вопросами, эхолалиями.

2) Стереотипное, повторяющееся поведение, ограниченные интересы и увлечения.

Эта группа симптомов очень разнообразна, и, в частности, может проявляться своеобразной игровой деятельностью – например, использованием игрушек необычным образом (разбрасывание, постукивание, облизывание, другие однообразные манипуляции). Уже в раннем возрасте часто проявляются необычные интересы – например, изучение движущихся предметов, увлечение узкими темами (интерес только к алфавиту, цифрам, названиям и отдельным характеристикам предметов), а также выраженные проблемы переключения внимания и поведение со стремлением к соблюдению постоянства (спокоен только если складывает буковки в слова, предложите сделать это с цифрами – крик и требование все вернуть назад). К проявлениям этой группы также относятся повторяющиеся движения, например, раскачивание, взмахи руками, потирание ладоней, кручение пальцами рук и прочие.