Скоро в школу!

12.04.2021

С началом школьного обучения многие дети испытывают значительные затруднения, пишут с ошибками, и как результат - плохие оценки, негативное отношение к школе, отклонение в поведении, повышенная утомляемость и невроз. Этого можно избежать целенаправленной работой по подготовке детей к обучению грамоте в детском саду. Кроме того, одним из требований школьной программы является готовность будущих первоклассников к овладению грамотой, включающая в себя овладение звукобуквенным, звуко-слоговым и лексико-синтаксическим анализом и синтезом.

Информационный поиск показал, что наиболее эффективными методами обучения детей грамоте являются игровые упражнения и дидактические игры, которые можно использовать как на занятиях, так и в свободной деятельности. Развивающую роль игры отмечали многие известные педагоги и психологи, специалисты в области детства К.Д. Ушинский, Л.С. Выготский. А.Н. Леонтьев и др. Так, Л.С. Выготский писал: «В игре ребёнок всегда выше своего среднего возраста, выше своего обычного повседневного поведения; он в игре как бы на голову выше самого себя». Игры дают возможность много раз упражнять детей в повторении, выполнении поставленной задачи. С их помощью у них формируется ориентация в звуковой структуре слова, закрепляются умения интонационно выделять звук, определять его качественные характеристики, пополняется и активизируется словарь, совершенствуется звуковая культура, развивается связная речь.

Обучение грамоте в учреждении дошкольного образования - это целенаправленный, систематический процесс по подготовке к овладению письмом и чтением, который состоит из следующих компонентов:  сформированность звуковой стороны речи, т.е. ребенок, овладевает правильным, чётким произношением звуков всех фонематических групп свистящих, шипящих, африкатов, соноров;  сформированность фонематических процессов, т.е. умение слышать, различать и дифференцировать звуки родного языка;  готовность к звукобуквенному анализу и синтезу, т.е. умение слышать и выделять звуки из состава слова; делать их анализ; формирование умения работать со схемой слова.

Формирование основ обучения грамоте у воспитанников старшего дошкольного возраста проходит в специально организованной деятельности, в индивидуальной работе с воспитанниками учителя-дефектолога. Закрепление учебного материала, полученного на занятиях осуществляется в играх с использованием дидактического пособия Лэпбук, учебного наглядного пособия «Читаем вместе», Л.П. Царёва, тренажёров по составлению слогов.

«…Упражнять все способности дитяти вместе с ученьем грамоте, – развивать, давать полезный навык, возбуждать самодеятельность и как бы мимоходом достигать обучения чтению  и письму»                                                                                                             К.Д.Ушинский