Советы психолога

Как помочь ребенку адаптироваться к школе

Поступление ребенка в школу коренным образом меняет его положение. Основным занятием становится учеба. Все  поступки, отношения с социальным окружением выстраиваются в соответствии с новыми обязанностями.

Первокласснику не всегда удается быстро привыкнуть к новому  образу жизни. Новый режим дня, необходимость сидеть на уроках спокойно, сохраняя правильную  рабочую позу, все это доставляет ребенку некоторых дискомфорт.

Ребенка, пришедшего впервые в школу, встретит новый коллектив детей и взрослых. Ему нужно установить контакты  со сверстниками и педагогами, научиться выполнять требования школьной дисциплины, новые обязанности, связанные с учебной работой.

 От благополучия адаптационного периода при поступлении в школу в значительной мере зависит успешность дальнейшей социальной деятельности ребенка.

Существуют и общие рекомендации, следуя которым Вы сможете лучше понять ребенка и помочь ему в период адаптации к школе.

  1. Будьте терпеливы. Ваше спокойствие и уверенность в ребенке помогут   ему   привыкнуть   к   новой   обстановке.    Если   ребенок капризничает и отказывается идти в школу, не стоит резко осекать его, будьте спокойны, доверяйте своему ребенку. Спросите у него, что происходит в школе, почему он не хочет идти? Конечно, чрезмерно мягкая реакция спустя время может привести к тому, что ребенок станет манипулировать, выдумывая причины не идти. Но, во-первых, не забывайте, что Вы лучше всех знаете своего ребенка, внимательно послушайте его, обсудите проблему.  Во-вторых, стоит объяснять ребенку, что наличие проблемы - не повод не идти в школу (избегание проблемы не устранит ее). Попробуйте придумать решение проблемы вместе, и поддерживайте своего ребенка в период его реализации.
  2. Прежде чем    привести   ребенка   в   школу, обсудите   с   ним это. Объясните, что в его жизни начинается новый этап. Теперь он стал взрослым и пойдет в школу. Ваши объяснения играют важную роль в адаптации ребенка. Поделитесь с ним своими воспоминаниями о школе, как Вы учились, расскажите, как будут звать учительницу Вашего ребенка, какие предметы его ожидают. Поощряйте его задавать Вам вопросы о школе и давайте на них полные, развернутые ответы.
  3. Больше разговаривайте. При этом под разговорами имеются в виду не короткие фразы, такие как: «Пойдем, пора в школу», «Бери портфель», «Ну как, все понравилось в школе? Надеюсь, да». Разговор - это искусство, это магия. Это Ваша коммуникация с ребенком. При этом Ваши разговоры должны соответствовать возрасту ребенку: не быть слишком «взрослыми», но и   не   быть «детскими».   Дети   очень восприимчивы ко всему, что происходит в семье.  Поэтому если существуют какие-либо проблемы, очень важно найти правильные слова, с  помощью  которых  Вы  сможете  их  объяснить  ребенку. Помните главное: ребенок с момента своего рождения имеет право знать о том, что происходит вокруг него. Главный источник этого знания - мама и папа. Просто рассказывайте ребенку о происходящем так, чтобы это было ему понятно.
  4. Любые трудности, будь то: отказ идти в школу, плохое настроение или порча тетрадей и иных школьных принадлежностей - в каждом случае вызваны индивидуальными причинами. Важно понять эти причины, проговорив с ребенком его эмоции и чувства. Он так себя ведет не потому что он плохой, ленивый или не способный, просто он не может выразить это иначе. Вы можете помочь ему понять, что именно с ним происходит, разобраться  вместе  с  ним.  Зачастую ребенок понимает лишь тот факт, что ему плохо и некомфортно. Попробуйте обсудить с ним все его реакции, спросите, чем они вызваны, по его мнению, предложите свои объяснения. Выясните истинную причину, истоки трудностей. Именно это может принести заметные и стабильные изменения.
  5. 5. Не ждите моментального эффекта. Примите как данность то, что разговаривать с ребенком надо постоянно. Не ждите, что после разговоров в течение одной-двух недель, он вдруг изменится и станет «правильным».   Он   может   никогда   не   стать «правильным» в общепринятом понимании этого слова. Он может шалить, забывать записать домашнее задание и т.д. Но Ваши совместные обсуждения и разговоры, Ваше   намерение   понять   и   помочь   ребенку   помогут наладить контакт с ним, понять, что кроется за его реакциями, принять его таким, какой он есть.
  6. 6. Помните о школьном режиме. Для любого человека, а для ребенка особенно, резкая смена   режима   дня   сопряжена   с   немалыми трудностями. Подготовьте ребенка заранее: как минимум за неделю до   1   сентября   начните выстраивать режим   сна-бодрствования   в соответствии со школьным расписанием.
  7. Не забывайте   о   том, что   в   школе   ребенок   получает   новую информацию, переживания, опыт. Все это сказывается на детской психике, вызывает усталость. Поэтому постарайтесь проследить, чтобы после школы у ребенка было не менее 40-60 минут на отдых. Это время Вы можете провести вместе: включите спокойную музыку, поговорите с ребенком о том, как прошел день, расскажите, как Вы ждали его после уроков, как соскучились, и как Вам важно было его увидеть.
  8. Школьное обучение не ограничивается часами школьных занятий. Для успешного   развития   и   обучения   ребенка   учебных   часов мало, требуется      постоянное      закрепление      знаний      вне школы. Выделяйте не меньше часа в день на образовательные и развивающие   занятия.   Это   не   только   позволит   лучше   усвоить школьный   материал, но   и   приучит   ребенка   к   необходимости заниматься. Это также может стать Вашим совместным временем. Старайтесь делать эти занятия интересными, увлекательными для ребенка. Если ребенок будет воспринимать их просто как обязанность и рутину, он очень скоро разочаруется в школе, учебе и знаниях.
  9. Распорядок дня должен быть максимально стабильным. Если Вы знаете, что у Вас ожидаются важные дела, не планируйте их на то время, когда по распорядку у ребенка отдых, занятия или иные важные «режимные моменты». От Вашей стабильности и постоянства часто зависит и внутреннее самоощущение ребенка.
  10. И главное —будьте внимательны к состоянию своего ребенка. Вы, как никто другой, знаете, когда ребенку действительно плохо, как с этим лучше обходиться. Помогайте ему в трудные моменты. И совершенно очевидно, что все правила могут быть изменены, если ребенок ощущает себя плохо физически или психологически.

 

Помните, что Вы - самый важный и значимый человек для своего ребенка. Даже когда кажется, что ребенок делает что-то специально, чтобы позлить Вас, или оказывается не способен выучить новое правило, и Ваши силы иссякают, подумайте о том, как сильно Вы его любите. Какие невероятные минуты счастья Вы испытываете, когда малыш показывает положительные результаты, как сам он этому радуется. Ради этого стоит вместе двигаться дальше.

 

свернуть

Как помочь ребенку адаптироваться в детском саду?

С чего начинается садик? Как это ни странно, садик начинается с расставания, с прощания мамы с малышом, с того момента, когда он остается один на один с чужой тётей и незнакомыми ребятами. Поэтому нам, родителям, надо подготовить и себя, и ребёнка к этому нелегкому испытанию.

Начнем с себя. В том, что малыш плачет и никак не хочет отпускать мамину руку, часто виноваты мы сами. Нам очень его жалко, мысленно мы рисуем грустные картины: вот он плачет, вот ни с кем не играет и прочее. Мы в нерешительности, никак не уходим и чего-то ждем. Стоп! Настройте себя положительно, даже если ваш собственный опыт посещения детского сада был далеко не радостным. В конце концов, детский сад – это необходимая «школа» жизни, и в ней, как и в жизни, будут и радостные, и грустные минуты.

Бесспорные плюсы

Главное преимущество детского сада в том, что ребенок получает возможность общаться со сверстниками. Он не просто играет, он получает неоценимый опыт взаимодействия, сочувствия, сопереживания, коллективного творчества и сотрудничества. Всё это готовит ребенка к дальнейшей жизни. Именно в это время происходит формирование характера, закладываются основные жизненные принципы.

Неизбежные минусы

Кроме положительного опыта общения ребенок получает и негативные модели поведения: одни дети учатся ябедничать, подлизываться, другие – командовать и указывать, третьи – подчиняться. 8 часов предельного напряжения всех сил маленький человек просто не выдерживает. Он становится агрессивным, раздражительным, плаксивым. В результате такого перенапряжения ребенок заболевает. Частые простуды – неизбежный спутник детсадовского ребенка.

Безусловно, было бы идеально приводить в детский сад ребенка в возрасте 4- 5 лет на полдня. Но, к сожалению, мало какая работающая мама сегодня может себе этого позволить.

Готовимся к первому дню

Начните издалека. К мысли о детском саде, необходимости его посещать ребёнка надо подготовить заранее. Но это не значит, что надо говорить об этом каждый день, не превращайте это событие в проблему.

Расскажите малышу о детском саде, о том, что там много ребят, новых игрушек, качелей и др. Если есть такая возможность, сходите туда, поиграйте на площадке, познакомьтесь с воспитателем. Создайте у малыша настроение радостного ожидания. В то же время подготовьте его к предстоящей разлуке: практикуйте недолгие расставания (в магазин, на работу). Придумайте свой ритуал прощания. Ребенок должен быть уверен в том, что вы всегда возвращаетесь! В первые дни побудьте с ним некоторое время в детском саду, не уходите сразу. А расставаясь, обязательно скажите, что вернётесь за ним. Как правило, многие дети через несколько дней привыкают к новым условиям.

До поступления в детский сад важно формировать у ребенка чувство уверенности в себе, а это невозможно без развития самостоятельности. Понаблюдайте за малышом, умеет ли он сам одеваться, садиться на горшок, кушать, играть. Помогите ему научиться всем этим вещам. Поиграйте с ребенком в игру «Давай познакомимся, поиграем», ролевые игры учат малыша общаться, выражать свои мысли, строить предложения. Конечно, все дети разные. Общительный и улыбчивый малыш в садике может оказаться молчуном. Нельзя однозначно предсказать, какой будет детская реакция и как сложится этот непростой период в его жизни.

Как скоро ребенок привыкнет к садику?

Средний срок адаптации к детскому саду, по мнению специалистов, составляет в ясельном возрасте 7-10 дней, в 3 года – 2-3 недели, в старшем дошкольном возрасте – 1 месяц. Словом, чем старше ребёнок, тем дольше он привыкает к новым условиям. Психологи полагают, что особенности привыкания ребёнка к новой обстановке зависят от многих факторов: от типа нервной системы и состояния здоровья, личностных черт, семейной атмосферы, условий пребывания в детском саду. Наибольшие трудности в адаптации испытывают дети с ослабленным здоровьем, быстро устающие от шума, с трудом засыпающие днём, имеющие плохой аппетит. Тяжело привыкают к детскому саду чрезмерно опекаемые дети, не имеющие навыков самообслуживания, тревожные. Легче приспосабливаются к новым условиям сангвиники и холерики, тяжелее – флегматики и меланхолики.

Родителям важно знать, что некоторые дети так не могут привыкнуть к детскому саду. Тревожными сигналами, говорящими об эмоциональном неблагополучии ребёнка, о том, что он сильно страдает в условиях детского сада, тяжело переносит расставание с матерью, служат устойчивое нежелание посещать детский сад, плач, капризы по утрам, частые болезни, плохой аппетит, беспокойный сон. В старшем дошкольном возрасте у плохо адаптированных детей могут даже появиться нервные симптомы в виде грызения ногтей, тиков, заикания.

Почему дети так часто болеют в детском саду?

Кроме психологической подготовки ваш малыш должен быть готов к этому нелегкому испытанию и физически. Каждый ребенок перед посещением детского сада должен пройти медицинскую комиссию и сдать анализы. Итак. Педиатр выдал вам заключение, что ваш ребенок готов к посещению детского сада. Отлично! Но это вовсе не означает, что малыш не будет болеть. Всех мам интересует ответ на один и тот же вопрос: «Почему дети так часто болеют?» Почему они болеют, это понятно. Детский организм встречается с незнакомыми бактериями, вирусами. Иммунная система формируется, и процесс этот сопровождается ОРВИ, насморками. Таким образом, происходит «тренировка» иммунитета. Но почему это происходит так часто? На этот вопрос ответят психологи. Адаптация обычно протекает сложно с массой негативных сдвигов в детском организме. Эти сдвиги происходят на всех уровнях, во всех системах. Малыш находится в особом состоянии, которое психологи называют «третьим состоянием» между здоровьем и болезнью. Это значит, что не сегодня, завтра ваш ребенок или просто в самом деле заболеет, или снова станет сам собой. Всё зависит от степени выраженности стресса. Если она минимальна, в скором времени вы позабудете о негативных сдвигах адаптационного процесса и о том, что беспокоит вас сегодня. Это будет говорить о легкой или же благоприятной адаптации. Если выраженность стресса велика, у ребенка, очевидно, будет срыв, и он, по-видимому, заболеет.

Как укрепить защитные силы ребенка?

Лучший способ избежать многочисленных простуд в период адаптации к детскому саду– закаливание. Приступать к закаливающим процедурам лучше всего летом. Сделать это проще всего: пусть малыш больше времени проводит на свежем воздухе, купается в природных водоемах, бегает босиком. Важно, не забросить это «полезное дело», когда лето закончится. Пусть ребенок ходит дома босиком, моет посуду, играет с водой. Собираясь на прогулку, одевайте его по погоде. Замечательно, если вы организуете регулярные посещения бассейна.

Психологи советуют родителям в период адаптации ребенка к детскому саду: 

  1. Настраивать ребенка на мажорный лад. Внушать ему, что это очень здорово, что он дорос до сада и стал таким большим.
  2. Не оставлять его в дошкольном коллективе на целый день, как можно раньше забирать домой.
  3. Создавать спокойный, бесконфликтный климат для него в семье.
  4. Щадить его ослабленную нервную систему.
  5. Не увеличивать, а уменьшать нагрузку на нервную систему. Сократить просмотр телевизионных передач.
  6. Как можно раньше сообщать врачу и воспитателям о личностных особенностях малыша.
  7. Не кутать своего ребенка, а одевать его так, как необходимо в соответствии с температурой в группе.
  8. Создавать в воскресные дни дома для него режим такой же, как и в детском учреждении.
  9. Не реагировать на выходки ребенка и не наказывать его за детские капризы.
  10. При выявленном изменении в обычном поведении ребенка как можно раньше обращаться к детскому врачу или психологу.

В заключение хочется сказать всем родителям: ваша любовь поможет ребенку пережить это непростое время. Дайте почувствовать малышу, что он для вас самое дорогое существо на свете, и ни на минуту не позвольте ему усомниться в этом.

 

 

свернуть

С какими книгами лучше дружить дошколятам?

Книга является открытым окном в познании ребенком окружающего мира.

Художественная литература открывает и объясняет ребенку жизнь общества и природы, мир человеческих чувств и взаимоотношений. Она развивает мышление и воображение ребенка, обогащает его эмоции, дает прекрасные образцы литературного языка. Период раннего и дошкольного детства – ведущий в развитии человека. Возраст до пяти лет – богатейший по способности ребенка быстро и жадно познавать окружающий мир, впитывать огромное количество впечатлений. Л.Н.Толстой, обращаясь к своим первым воспоминаниям детства, писал: «Разве не тогда я приобретал… так много, так быстро, что во всю остальную жизнь я не приобрел и 1/100 того. От пятилетнего ребенка до меня только шаг, а от новорожденного до пятилетнего – страшное расстояние». Именно в этот период дети с поразительной быстротой и активностью начинают овладевать культурным наследием человеческого общества. Посредством книг дети овладевают речью, получают ключ к познанию окружающего, возможности найти собственное место среди сверстников и взрослых.

Нужно начинать с книг, созданных народом. Величайший творец и педагог – народ, который создал множество песенок, потешек, сказок. Под звуки ласковых, напевных слов, вызывающих на общение («Котик серенький…»), малыш легче проснется, даст себя умыть («Водичка, водичка…»). Моменты ухода за ребенком, не всегда приятные для него, под звучание песенок превращаются в тот эмоциональный контакт, в те формы речевого общения, которые так необходимы для развития и воспитания малыша. Этому способствует радостная приподнятость и от «совместной деятельности» со взрослым, и от звучания мелодичных, напевных песенок. Особенно много радости доставляет детям игра взрослого с ними. Народ создал множество игровых песенок; они, забавляя малыша, приучают слух его к характерному звучанию родной речи. Язык народных песенок лаконичен, образен и богат разнообразными сочетаниями, которые малышу важно научиться слышать и различать. Слова, разные по смыслу, отличающиеся друг от друга лишь одним звуком (пальчик-мальчик; ел-пел; наша-Маша), дают возможность детям овладеть значимостью и содержанием слова. Большинство потешек создавались в процессе труда в природе, в быту. Отсюда такая четкость, ритмичность, краткость, выразительность их. Веками народ отбирал и хранил, передавая из уст в уста, эти миниатюры, в которых народную философию, народный опыт удалось воплотить в поэтические образы такой выразительности, придать песенкам такую простоту и мелодичность звучания, что дети, играя, запоминают эти маленькие шедевры, полные глубокой мудрости, лиризма и юмора. «Пошел котик на торжок», «Сорока-белобока», «Киска-киска», «Наша Маша», «Идет коза рогатая», «Божья коровка» и т.д.

Загадки, пословицы, поговорки, скороговорки, считалки также будут полезны детям. Яркие эпитеты, образные сравнения, поэтическая метафоричность способствуют художественному восприятию ребенком окружающего мира, обогащают его представления о предметах, их качествах и функциях.

Сказки не подвластны времени, и каждое новое поколение людей приемлет их с любовью и благодарностью. Великий А.С. Пушкин когда-то очень точно сказал: «Что за прелесть эти сказки! Каждая есть поэма». Они призваны, на доступном для понимания малыша языке, разъяснить, что такое добро и зло, ум и глупость, торжество правды и справедливости, любви над ненавистью.

Известный педагогический постулат:

  • сказки лучше рассказывать (баить);
  • в помощники можно брать различные игрушки, рисунки, олицетворяющие героев сказок, рассказов, стихов;
  • рассказывать сказку нужно несколько раз;
  • после этого предложите детям рассказать сказку своими словами.

Такая последовательность поможет детям лучше запомнить содержание сказок и возвращаться к ним по собственной инициативе, а значит, поможет детям полюбить книгу. Сказки сочиняют также поэты и писатели. Дети дошкольного возраста очень любят сказки К. Чуковского «Федорино горе», «Тараканище», «Телефон»; Н. Носова «Приключения Незнайки и его друзей»; В. Осеевой «Волшебная иголочка»; А.С. Пушкина «Сказка о рыбаке и рыбке» и т.д. Очень полезно детям читать стихи, потому что дети их любят за яркость, четкость, игривость. При чтении стихотворения А. Барто «Лошадка» можно предложить детям «причесывать лошадку», «гребешком пригладить хвостик»; при чтении стихотворения «Зайка» – погладить, пожалеть игрушечного зайку. Некоторые стихотворения можно соединить с игрой. Одевая ребенка зимой на прогулку, в выходные дни, можно обыграть стихотворение Н. Саконской «Где мой пальчик?», наблюдая снегопад, прочитать стихотворение А. Барто «Снег, снег кружится…» и т.д.

При чтении рассказов следует учесть следующее:

  • приступать к чтению рассказа лучше тогда, когда дети научились рассматривать черно-белые рисунки к рассказам;
  • начинать читать рассказ лучше с того, к которому даны иллюстрации;
  • стараться читать рассказ выразительно;
  • хорошо знакомый, прочитанный уже 2-3 раза маленький рассказ, можно соединить с новым, близким по характеру «Белка», «Лиса» (Е.Чарушина).

Чтение рассказов, сказок, стихов, умелое сочетание их с иллюстрациями, с различными видами активности детей, с рассматриванием рисунков и т.д. научат детей любить книгу, а значит, помогут им быть наблюдательными, любознательными, понимать и любить произведения художественного искусства. 

свернуть

Почему ребёнок агрессивный?

Существует два вида агрессии: «доброкачественная» и «злокачественная». Первая появляется в момент опасности и носит оборонительный характер. Как только опасность исчезает, затухает и данная форма агрессии. «Злокачественная» агрессия представляет собой жесткость и деструктивность и бывает спонтанной и связанной со структурой личности.

Существует 5 видов агрессии:

  1. Физическая агрессия (физические действия против кого-либо);
  2. Раздражение (вспыльчивость, грубость);
  3. Вербальная агрессия (угрозы, крики, ругань и т.д.);
  4. Направленная агрессия (сплетни, злобные шутки);
  5. Ненаправленная агрессия (крики в толпе, топание и т.д.);
  6. Негативизм (оппозиционная манера поведения).

Все эти виды агрессии можно наблюдать у людей всех возрастов, а иногда они проявляются с самого раннего детства.

Агрессивный ребенок, как и любой другой, нуждается в ласке и помощи взрослых, потому что его агрессия — это, прежде всего, отражение внутреннего дискомфорта, неумения адекватно реагировать на происходящие вокруг него события.

Такой ребенок часто ощущает себя отверженным, никому не нужным. «Как стать любимым и нужным» — неразрешимая проблема, стоящая перед маленьким человечком. Вот он и ищет способы привлечения внимания взрослых и сверстников. К сожалению, эти поиски не всегда заканчиваются так, как хотелось бы нам и ребенку, но как сделать лучше — он не знает.

Давайте рассмотрим возможные причины проявления агрессивного поведения у детей. Ведь только понимая причины возникновения не желательных ситуаций, мы можем предотвратить их появление или исправить то, что уже произошло.

Возможные причины появления агрессии у ребенка:

1.Просмотр агрессивных телепередач, компьютерные игры со сценами насилия.

2.Ссоры, конфликты, грубость в семье.

3.Регулярное проявление у родителей одного или нескольких из вышеуказанных видов агрессивного поведения.

4.Неразумные, не соответствующие возрасту требования, ограничения и наказания, накладываемые родителями по отношению к ребенку.

5.Проявлению агрессивных качеств у ребенка могут способствовать некоторые соматические заболевания или заболевания головного мозга.

6.Строгое наказание, без проведения разъяснительных бесед, за любое проявление агрессивности у ребенка. В этом случае ребенок учится скрывать свой гнев в присутствии родителей, но это не гарантирует подавления агрессии в любых других ситуациях. Напротив такое поведение родителей взращивает, развивает в своем сыне или дочери чрезмерную агрессивность, которая будет проявляться даже в зрелые годы. Ведь всем известно, что зло порождает только зло, а агрессия — агрессию.

7.Пренебрежительное, попустительское отношение взрослых к агрессивным вспышкам ребенка также приводит к формированию у него агрессивных черт личности.

8.Недостаточное время, уделяемое родителями ребенку. Дети часто используют агрессию и непослушание для того, чтобы привлечь к себе внимание взрослого.

9.Ревность к другим детям.

10.Малыши, родители которых отличаются чрезмерной уступчивостью, неуверенностью, а иногда и беспомощностью в воспитательном процессе, не чувствуют себя в полной безопасности и также становятся агрессивными.

11.Неуверенность и колебания родителей при принятии каких-либо решений провоцирует ребенка на капризы и вспышки гнева, с помощью которых дети могут влиять на дальнейший ход событий и при этом добиваться своего.

Только родители, которые умеют находить разумный компромисс, «золотую середину», могут научить своих детей справляться с агрессией.

Рекомендации родителям по устранению и профилактики агрессивного поведения у детей:

  1. Прежде всего, проанализируйте собственное поведение и стиль отношений между членами семьи. Дети копируют поведение своих родителей.
  2. Исключите просмотр агрессивных импортных мультфильмов, и тем более взрослых фильмов ужасов или триллеров, за исключением детских мультфильмов с «доброкачественной» агрессией, в которых учат, как постоять за себя.
  3. Уделяйте время и внимание своему малышу! Это позволяет почувствовать ребенку, что для вас он самый важный и любимый человечек в мире. Ощущение собственной значимости и ценности для родителей формирует у ребенка здоровую нервную систему, самооценку и дружелюбное настроение. Хотя бы 15-20 минут в день родители должны посвящать своему ребенку и только ему, забыв про свои "взрослые" дела. Это может быть и игра, и беседа, и чтение книги, какое-либо общее занятие. Ничто не должно отвлекать взрослого (телевизор, телефон, домашние дела и т.д.). Так же необходимо личное дружеское (хотя бы полный час) общение «тет-а-тет» хотя бы раз в неделю, с проведением времени именно так, как хочет ваш ребенок (выбранная им игра, поход в парк, кино, кафе, совместный просмотр детского фильма).
  4. Не злоупотребляйте замечаниями. Вместо того, чтобы говорить, как не надо делать, говорите, как надо делать.
  5. Не следует вести разговоры об агрессивности ребенка при посторонних людях и уж тем более — при сверстниках. Это только повысит сосредоточенность ребенка на данной особенности своего характера, и придаст чувство обреченности и неприятия себя значимыми близкими. Пусть это его качество станет вашей совместной работой. Это придаст ребенку чувство уверенности, защищенности, эмоциональной близости и доверия к вам.
  6. Объясните ребенку, почему нельзя драться, кусаться, обзываться, а также бросать в других детей игрушки и книжки. Затем расскажите и покажите малышу, какого поведения вы от него ждете: поцелуйте его, обнимите, поговорите с ним. Объясните ребенку, как чувствует себя тот, кого ударили или укусили. Расскажите, почему нужно вести себя дружелюбно.
  7. Пресекайте агрессию, как со стороны своего ребенка, так и со стороны других детей, направленную на вашего малыша. Если вы видите, что ваш малыш дерется, то наиболее эффективным будет замечание, состоящее из трех частей: приказания прекратить неподобающее поведение («Перестань драться!»), причины, по которой это нужно сделать («Детям больно, когда ты их бьешь»), и альтернативного варианта поведения. Само собой разумеется, что необходимо узнать, какова причина нападения вашего ребенка. Ведь может быть, что он справедливо защищал себя или свою собственность. В таком случае необходимо морально поддержать своего малыша, может быть помочь ему отстоять его интересы, а также объяснить, как можно это делать конструктивным способом.
  8. Обучите ребенка способам выражения гнева в приемлемой форме. В практике психологов при обучении агрессивных детей конструктивным способам выражения гнева используются следующие направления:

- учат детей прямо заявлять о своих чувствах «…Чем больше гнева выплеснется в словах, тем меньше его останется, чтобы проявить потом через ложь, воровство, секс, наркотики и все другие образцы столь распространенного сегодня пассивно-агрессивного поведения» (Р. Кэмпбелл);

- выражать гнев в косвенной форме, с помощью игровых терапевтических приемов;

- перенос чувств на неопасные объекты (этому рекомендуется обучать в основном маленьких детей, которые не всегда могут оформить в слова свои мысли и тем более чувства). Здесь в арсенале взрослого должны иметься резиновые игрушки, каучуковые шарики, которые можно бросать в ванну, наполненную водой, подушки, поролоновые мячи, мишень с дротиком, «стаканчик для крика», кусок мягкого бревна, молоток и гвозди, спортивный инвентарь и т.д.

Все эти предметы нужны для того, чтобы ребенок не направлял гнев на людей, а переносил его на неодушевленные предметы, выплескивал его в игровой форме.

     9.Не применяйте силу. Применяя по отношению к ребенку телесные наказания, вы тем самым разрешаете ему бить других.

      10.Не теряйте самообладания. Если каждый раз, когда ребенок начинает драться, вы выходите из равновесия, вскоре он поймет, что можно привлечь ваше внимание с помощью агрессивного поведения.

      11.Не прикасайтесь к ребенку в тот момент, когда вы злы на него. В таких ситуациях лучше уйти в другую комнату. Там вы сможете освободиться от гнева способами, о которых не будете потом сожалеть. Например, проговорив свой гнев или продышав его.

Научитесь сами освобождаться от гнева конструктивными способами. Мэтью Мак - Кей, Питер Роджерс, Юдис Мак - Кей в книге «Укрощение гнева» дают взрослым рекомендации по развитию способности к самообладанию. Полезные рекомендации родителям можно найти на страницах книги Р.Кэмпбелл «Как справляться с гневом ребенка».

Если вышеуказанные рекомендации оказались все же недостаточными для решения проблемы агрессивного поведения у вашего ребенка, вы можете обратиться к специалисту, который поможет вам определить причины такого поведения и научить своего малыша осознавать свои чувства и эмоции, выражать гнев приемлемыми, неразрушительными способами и начать учиться управлять им.

Если мы будем помнить, что за любыми вспышками ярости или гнева у детей скрывается боль, обида или разочарование, то нам будет легче справиться со своей агрессивностью, удержать свои негативные эмоции для того, чтобы понять своего ребенка и помочь ему.

 

 

свернуть

Ошибки семейного воспитания

                                                         Опыт - хороший учитель, но он

предъявляет к оплате слишком большие счета.

                              Мина Антрим

Все мы стремимся быть хорошими родителями, но добиваемся этого по-разному. Каждый родитель "причесывает" своего ребенка "под себя", подстраивая его под свои амбиции, мироощущение. Во взаимодействии с ребенком родитель непроизвольно компенсирует многие свои переживания (тревожность, боязнь одиночества, скрытые комплексы и т.д.). Очень часто родители неосознанно проецируют (переносят) свои проблемы на ребенка. Они обвиняют ребенка в своих неудачах, в том, что присуще им самим, т.е. они видят недостатки у ребенка, но не осознают, что малыш "научился" им именно у него, взрослого. Например, мама говорит, что дочь нервная, необщительная, часто конфликтует со сверстниками, а в действительности мама сама имеет узкий круг общения, придирчива к близким, резка с мужем.

Наиболее    часто    встречающиеся    ошибки    воспитания    в    семье:

Непонимание особенностей личности ребенка, его характера. Например, мама-холерик постоянно "давит" на сына-флегматика: "копуша", "иди быстрее", "ну что же ты, подойди к мальчику, познакомься". А ребенок просто не может выполнить материнских требований, т.к. такое поведение не присуще его характеру. Или родители считают ребенка упрямым, а он просто пытается сохранить чувство собственного достоинства, независимость.

Неприятие начинается с того, что беременность нежеланная или произошла "не вовремя", либо ребенок родился "не того" пола. Далее родители не принимают особенности ребенка, его индивидуально своеобразие: "Мой ребенок не такой, как все, он не так говорит, не так двигается, все уже умеют читать, а мой все еще с игрушками возится..." Непринятие - одна из причин возникновения у детей страхов, пониженного жизненного тонуса. Как он проявляется? Это прежде всего недостаточное грудное вскармливание (раннее отлучение от груди), малыша рано отдают в ясли без особых на то причин или поручают уход за ним родственникам, няне. В отношении с ребенком недостаточно любви, ласки, нежности. Описывая своего ребенка, мама легко вспоминает его отрицательные качества, но с трудом "ищет" положительные черты. Часто не учитываются возрастные особенности потребности (в 2 года ребенка говорят: "Ты уже большой, перестань плакать"). Отношения могут быть как попустительскими ("безнадзорный" ребенок), так и очень строгими, формальными.

Несоответствие требований и ожиданий родителей возможностям ребенка: "Я ХОЧУ, чтобы мой ребенок умел играть на фортепиано, поэтому он ДОЛЖЕН поступить в музыкальную школу". Или: "Мы поступаем в школу с английским уклоном, ведь я в свое время туда не попал".

Негибкость выражается застреванием на проблемах ("мой ребенок плохо говорит"), трафаретностью требований, отсутствием альтернатив в решениях, предвзятостью суждений, навязыванием мнений. Часто у родителей с "негибким" отношением к ребенку плохо развито воображение, они авторитарны, властны, эгоцентричны, излишне принципиальны.

Непоследовательность в обращении с детьми. Это переходы из одной крайности в другую (от тотального контроля до попустительства), бесконечные обещания и угрозы и их невыполнение, не доведение начатого дела до конца. Сюда же относится несогласованность между родителями, когда мать разрешает, а отец это же запрещает; отец наказывает, а бабушка тут же жалеет.

Аффективность проявляется избытком раздражения, тревоги, недовольства, беспокойства или страха. Эмоции родителей выходят из-под контроля и "выливаются" на ребенка. ("Я понимаю, что не права, но не могу себя сдержать, чтобы не повысить голос; потом я переживаю, но все повторяется снова и снова...") Особенно склонны к такому поведению родители с темпераментом холерика. Чем больше мать настаивает, повышает голос, тем более возбудимым, или, наоборот, заторможенным становится ребенок.

Тревожность-беспокойство, доходящее до паники по любому поводу; чрезмерная опека, подавление самостоятельности ребенка, стремление оградить от всех (часто воображаемых) опасностей и трудностей, неуверенность в правильности своих действий, но в тоже время потребность давать советы, предостерегать. Такие родители редко смеются, им явно не хватает оптимизма, все время ждут чего-то плохого, у них занижена самооценка. В такой семье ребенок, как правило, единственный, у него были или есть проблемы со здоровьем. Страх за ребенка может стать навязчивым. Тревожность обычно сочетается с гиперопекой, гиперсоциализацией.

Доминантность-требование безоговорочного подчинения, категоричность суждений, приказной тон, стремление подчинить ребенка, навязывание готовых решений, мнений, ограничение самостоятельности, использование физических наказаний, принуждения, постоянный контроль за ребенком, за его мыслями, действиями. Родители с властными чертами характера часто обвиняют детей в упрямстве, непослушании. В семье возникают споры по любому поводу (сон, еда, режим дня), но они не приводят к порядку, а участники конфликта устают, постоянно находятся на грани нервного срыва.

Гиперсоциальность- слишком "правильное"воспитание . В отношениях не хватает тепла, ласки, родители боятся "испортить" ребенка, не проявляют любовь к нему открыто. Ребенок страдает от нехватки поцелуев, объятий. Простое поглаживание по головке нужно заслужить примерным поведением. Ребенку навязывается большое количество правил, которые необходимо выполнять, чтобы "соответствовать" ожиданиям родителей. В семье не поддерживается выражение эмоций (как положительных, так и отрицательных), детский шум, веселье, жизнерадостность и непосредственность. Родители не прощают оплошности, не терпят недостатки и слабости ребенка, стараясь их искоренить. К ребенку относятся, как ко взрослому, требуя от него поведения взрослого. Фразы "ты должен, обязан", "как тебе не стыдно" встречаются очень часто. Жизнь ребенка спланирована и расписана до мелочей уже с самого рождения. Ребенка отдают в детский сад, чтобы он привыкал выполнять правила, учился соблюдать дисциплину. Воспитатель выбирается требовательный и строгий. Максимум дополнительных занятий. Усиленный контроль за успеваемостью.

Недостаточная отзывчивость (нечуткость)- несвоевременный или недостаточный отклик на просьбы, потребности, эмоции ребенка. Подобное отношение сочетается с неприятием ребенка, с принципиальностью и гиперсоциальностью. Бывает, что родители моментально реагируют на неудачи ребенка, нарушения поведения, но "не замечают" его успехов, не умею вовремя похвалить, поддержать.

Противоречивость в отношениях проявляется сочетанием различных форм поведения: аффективность уживается с недостаточной отзывчивостью; тревожность - с доминантностью; завышенные требования - с родительской беспомощностью.

Описанные выше ошибки воспитания являются составляющими следующих типов воспитания:

  • гиперсоциальное воспитание;
  • эгоцентрическое воспитание или все для ребенка;
  • воспитание без любви;
  • тревожно-мнительное воспитание.

Советы родителям, нашедшим у себя ошибки семейного воспитания

Вспомните свое детство, ведь наше поведение, страхи, комплексы зарождаются именно в детстве. Поэтому, чтобы исправить отношения с ребенком, необходимо разобраться в себе. Многим взрослым стоит научиться

быть    самостоятельными    и    независимыми    от    мнения    окружающих.

Часто встречающийся аргумент "меня так воспитывали" не уместен! Естественно, взрослый человек склонен повторять то, что закладывалось в него в детстве. Это относится и к манере поведения, и к стилю общения. Хорошо, если в детстве родители воспитывали его, опираясь на любовь, стремление понять, учитывали индивидуальные особенности. Но, к сожалению, часто выросшие уже дети "передают" своим малышам тревожность, авторитарность, телесные наказания, неумение и нежелание слушать. Мы - взрослые люди и способны разобраться в своих детских впечатлениях, простить своих родителей за допущенные ими ошибки и не повторять их со своими детьми!

  • Учитесь договариваться, идти на компромисс. Не заставляйте ребенка делать то, что ему не нравится.
  • Не бойтесь любить своего ребенка и показывать ему свои чувства. Говорите, что в нем Вам нравится. Чаще обнимайте и целуйте. Простое поглаживание по голове способно показать маленькому ребенку, что Вы его любите
  • Учитесь справляться со своими негативными эмоциями без агрессии, без выплёскивания злости.
  • Позволяйте себе иногда побыть ребенком. Расслабьтесь, повозитесь вместе со   своим   малышом,   порисуйте,   подурачьтесь,   слепите   из пластилина   смешную   фигурку,   поиграйте   в   мяч,   просто   громко посмейтесь. Так Вы сможете приблизиться к своему ребенку, лучше понять его и себя.
  • Не выливайте свое плохое настроение, проблемы на ребенка. Ведь он не виноват в том,  что  в  магазине  Вам  нахамили!   Дети  итак  очень чувствительны   к   настроениям   родителей,   перенимают   их   тревогу, низкую     самооценку.     Поэтому     для     начала     займитесь     своим "воспитанием", разберитесь со своими внутренними проблемами. В этом Вам может помочь семейный психолог либо человек, который Вас понимает.
  • Четко формулируйте свои требования к ребенку. Их не должно быть много, но те, что есть, должны соблюдаться. Не увлекайтесь словом "нельзя".
  • Оцените степень своей родительской опеки. Возможно, Ваш ребенок уже вырос, а Вы все еще заботитесь о нем, как о младенце, контролируя каждый шаг, оберегая от возможных неудач.
  • Предоставьте ребенку    больше    свободы:    он    вполне    может    сам

помириться с товарищем, выбрать дополнительный кружок и т.д.

  • Поощряйте самостоятельность! Ее развитие начинается с малого – сам поставил на место стул, сам оделся. Чем взрослее ребенок, тем больше самостоятельных действий он способен выполнять. Но самостоятельными должны быть не только действия, но и мысли! Не зацикливайтесь на ребенке. Займитесь собой! Интересное дело, хобби принесут большую пользу и маме, и ребенку: мама чувствует себя более уверенной, независимой, у нее повышается самооценка, как следствие — улучшается настроение; когда ребенок видит довольную, спокойную, "сильную" маму, он тоже чувствует себя спокойным и уверенным. Здесь важно соблюдать золотую середину: не слишком замыкаться на ребенке, но и не лишать его необходимого внимания, ласки, общения.
  • Меняйтесь с ребенком ролями. Это можно делать и в повседневной жизни, и во время игры. Поощряйте его желание заботиться о Вас, о животном, о близких людях. Игра в "дочки-матери" наоборот, где Вы -дочь, а ребенок - мама (или папа) очень показательна. В поведении ребенка Вы узнаете знакомые черты.
  • Не позволяйте ребенку обижать (особенно незаслуженно) других людей. Если ребенок замахнулся палкой на бабушку, не нужно смеяться, оправдывать его ("он еще маленький, не понимает"), нужно спокойно, но уверенно сказать, что Вы недовольны его поведением. Возможно, он захочет повторить свой эксперимент, но Вы должны быть непреклонны.
  • Часто скрываемые родителями от детей чувства (горе, тревога, растерянность, нежность и т.д.) ради их спокойствия выливаются в проблему. Скрывая истинные эмоции, человек заменяет их другими, показными, как правило, это проявляется в требовательности, жесткости, раздражительности. Ребенку будет намного легче, если Вы будете естественны в проявлении эмоций, открыты для него. Тогда и он будет иметь возможность проявлять свои положительные и отрицательные эмоции. Строгий, требовательный отец на самом деле может за этой "маской" скрывать свою тревожность, неуверенность, страх за детей.
  • Старайтесь не переносить (не проецировать) на ребенка недостатки другого человека ("Сын похож на бывшего мужа, из него тоже не получится ничего толкового, такой же «хлюпик...» ").
  • Помните, что если ребенком постоянно (или большую часть времени) занимается бабушка, няня, их тип воспитания воздействует на него так же, как и Ваш. Бабушки часто бывают мнительными, тревожными, стараются оградить внука от всех возможных неприятностей, не поощряют общения со сверстниками. Поэтому дети, долго бывшие на попечении такой бабушки, имеют высокую тревожность, неуверенность в себе, у них много страхов, проблемы в общении со сверстниками.
свернуть

Как конфликты в семье влияют на психику ребёнка

В психологической и педагогической литературе существует мнение, что дошкольный период в воспитании личности ребёнка во многих отношениях является решающим, так как основные его психические свойства складываются именно в данном возрасте. Например, психологами и психотерапевтами отмечается, что у супругов раздражительных и беспокойных дети также раздражительны и нервны. И дело здесь не только в наследственности, а в той эмоциональной атмосфере, которая постоянно складывается в семье и затем закрепляется в психике ребёнка. Любые конфликты, которые возникают в семье между супругами на глазах у ребёнка, представляют для него травмирующую ситуацию, которая может быть источником повышенной возбудимости, тревожности, страха, источником различных неврозов и даже психических заболеваний.

Решать, кто прав: папа или мама, выбирать, оценивать и, более того, становиться на чью либо сторону – ситуация поистине драматическая! С опытом ребёнка, с его ограниченным знанием жизни и людей разбираться в семейных конфликтах – непосильное психическое бремя. Вот почему дружелюбные, спокойные взаимоотношения в семье – обязательное условие нормального развития личности ребёнка.

Если ребёнок растёт и воспитывается в семье, для которой характерны конфликты, постоянные ссоры, скандалы, то он полагает, что тёплые, нормальные взаимоотношения между людьми невозможны. Первый, самый решающий опыт эмоционального общения между людьми у него отрицательный. В результате вырабатывается особый взгляд на мир человеческих взаимоотношений, который закрепляется в психике и который очень трудно перевоспитать.

Особое значение для духовной атмосферы семьи и стиля семейного воспитания имеет психическая уравновешенность родителей, которая в условиях психических и физических перегрузок, постоянной нехватки времени приобретает особую остроту даже при условии, если сами супруги не страдают какими-либо неврозами. Психическая неуравновешенность родителей может иметь определяющее отрицательное влияние на становление психики ребёнка.

В семье складывается характер ребёнка, и психологический климат семьи представляет для него среду ближайшего социального окружения. Семейная среда, конфликтные взаимоотношения родителей могут создавать психотравмирующую обстановку для ребёнка, в результате чего он приобретает ряд отрицательных черт характера. Более того, в семье могут создаваться условия, приводящие к нервно-психическим заболеваниям детей.

В условиях конфликтной семьи ребёнок приобретает отрицательный опыт общения, он видит, чувствует враждебные, недружелюбные взаимоотношения между родителями. Он перестаёт верить в возможность существования дружеских и нежных взаимоотношений между людьми. Он преждевременно разочаровывается в человеческих отношениях вообще и не приобретает положительного опыта сотрудничества, столь необходимого для дальнейшей жизни, в том числе и брачной.

Различные дефекты семейного воспитания способствуют развитию и формированию различных нервно-психических расстройств у детей. Речь идёт о том, что многие расстройства являются «нажитыми», приобретёнными в процессе жизни в неблагополучной социальной среде, особенно в конфликтной семье. Если семейная среда благополучная, и отношения между мужем и женой хорошие, то можно компенсировать те или иные наследственные факторы. Мать и отец по отношению к своему ребёнку могут играть роль мудрых, проницательных и заботливых психотерапевтов. В этом случае нежность и любовь, понимание душевных состояний ребёнка дают весьма успешный лечебный эффект.

Действия, поведение, эмоционально-неконтролируемые реакции нервных, легковозбудимых родителей часто могут способствовать формированию истерических черт в характере ребёнка, а в определённых случаях  и к развитию у ребенка невроза.

Изучение личности подростков и взрослых, страдающих психофизиологическими и соматическими нарушениями, невротическими расстройствами, трудностями в общении, в умственной деятельности и учёбе, показывает, что все указанные явления значительно чаще наблюдаются у людей, которым в детстве недоставало родительского внимания и тепла. Недоброжелательность со стороны родителей вызывает неосознанную взаимную враждебность у детей. К сожалению, в жизни встречается довольно много случаев, когда родители не любят своих детей, а дети враждебно относятся к родителям.

Конфликтные отношения между мужем и женой, мужем и тёщей, женой и свекровью и т.д., недовольство родителей самими собой - всё это отражается на ребёнке, так или иначе нанося ему психические травмы, которые, безусловно, скажутся на его характере. У ребёнка может возникнуть ощущение отчуждённости, отвергнутости, неприкаянности, заброшенности. Более того у него может не сформироваться чувство дружелюбия к людям, не появиться настоящего, подлинного чувства любви к своим близким. А самое главное, всё это неизбежно скажется на создании собственной семьи.

Список литературы:

  1. Воспитание дошкольника в семье: Вопросы теории и методики / Под ред. Т.А. Марковой. - М., 1979.
  2. Кравцов Г.Г. Личность формируется в семье // Дошкольное воспитание. 1991. - № 2.
  3. Психологическая помощь и консультирование в практической психологии / Под ред. М.К. Тутушкиной. - СПб., 1998.
  4. Психология семейных отношений с основами семейного консультирования: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Е. И. Артамонова, Е. В. Екжанова, Е. В. Зырянова и др.; Под ред. Е. Г. Силяевой. - М., 2002.
  5. Эйдемиллер Э.Г., Юстицкий В. Психология и психотерапия семьи. - СПб., 2008.
свернуть

Советы для родителей воспитанников с тяжёлой степенью адаптации ребёнка к учреждению дошкольного образования

Период привыкания детей к учреждению дошкольного образования – неизменно сложная проблема. От того, как пройдет привыкание ребенка к новому распорядку дня, к незнакомым взрослым и сверстникам, зависят его физическое и психическое развитие, дальнейшее благополучное существование в детском саду и в семье.

В ходе проведенного учеными Р. Калининой, Л. Семеновой, Г. Яковлевой исследований было выделено три фазы адаптационного процесса: 

1.Острая фаза, которая сопровождается разнообразными колебаниями в соматическом состоянии и психическом статусе, что приводит к снижению веса, частым респираторным заболеваниям, нарушению сна, снижению аппетита, регрессу в речевом развитии (длится в среднем один месяц); 

2.Подострая фаза характеризуется адекватным поведением ребенка, т.е. все сдвиги уменьшаются и регистрируются лишь по отдельным параметрам на фоне замедленного темпа развития, особенно психического, по сравнению со средними возрастными нормами (длится 3—5 месяцев); 

3.Фаза компенсации характеризуется убыстрением темпа развития, в результате дети к концу учебного года преодолевают указанную выше задержку темпов развития. 

Чаще всего под периодом адаптации подразумевают острую фазу общего адаптационного процесса.

Факторы, влияющие на адаптацию детей младшего дошкольного возраста

  1. Возраст ребенка, его уровень психического и физического развития;
  2. Состояние здоровья;
  3. Характеристика нервной системы;
  4. Умение общаться со взрослыми и сверстниками;
  5. Темперамент ребенка;
  6. Количество детей и форма воспитания в семье;
  7. Сформированность предметной и игровой деятельности;
  8. Приближенность домашнего режима к режиму учреждения дошкольного образования;
  9. Другие биологические и социальные факторы.

Причины тяжелой адаптации к условиям учреждения дошкольного образования:

  1. Отсутствие в семье режима, совпадающего с режимом учреждения дошкольного образования;
  2. Чрезмерная тревожность родителей и гиперопека ребенка;
  3. Нежелание взрослых давать большую самостоятельность малышу;
  4. Отсутствие у ребенка опыта общения с незнакомыми людьми;
  5. Воспитание ребенка в рамках вседозволенности;
  6. Наличие у ребенка своеобразных привычек;
  7. Наличие у ребенка неврологической симптоматики: астеничность, гипеактивность и т.д.

Объективными показателями окончания периода адаптации у детей являются:

  1. Глубокий сон, хороший аппетит и соответствующая возрасту прибавка в весе;
  2. Бодрое эмоциональное состояние;
  3. Полное восстановление имеющихся привычек и навыков, активное поведение.

Советы для родителей воспитанников с тяжелой степенью адаптации ребенка к учреждению дошкольного образования

  1. Самое главное – положительный настрой на детский сад. Если вы будете верить, что детский сад – самое лучшее место для ребенка в период вашей занятости, также будет считать и ваш ребенок, на уровне внутренних ощущений;
  2. Во время прощания с ребенком нужно спокойно поцеловать малыша, помахать ему рукой и "передать" в надежные руки воспитателя (если он сам отказывается идти). Обычно дети, особенно ясельного возраста, плачут минут 5-10 и успокаиваются;
  3. Организуйте питание ребенка дома схожим к еде в детском саду – творожным запеканкам, супам, кашам, салатам и т.д.;
  4. Приучать ребёнка к самостоятельности и навыкам самообслуживания;
  5. Собираясь в детский сад, разрешите ребенку взять с собой какую-нибудь игрушку, чтобы он привнёс туда «частичку» родного дома;
  6. Проговаривайте с ребенком режим дня дошкольного учреждения, его особенности, виды занятий воспитателей с детьми. А также вероятные трудности которые у него могут возникнуть в течении дня (одевание, мытье рук, сон, самостоятельный прием пищи и т.д.);
  7. Выработайте единые требования с воспитателями – это облегчит ему привыкание к новым условиям;
  8. Поиграйте с ребенком дома в детский сад. Замечательно если с вами будут «играть» любимые игрушки;
  9. Не создавайте у ребенка иллюзий, что все будет исполнено по его первому требованию и так как он хочет;
  10. Напоминайте ребенку вечером о детском саде, о ребятах, о воспитательнице. Самое главное – не бойтесь слез ребенка, ведь он пока не может реагировать иначе;
  11. Эмоционально поощряйте ребенка за то, что он хорошо вел себя в детском саду, не плакал, играл с детьми, хорошо кушал и т.д.

Помните, что детский сад – это первый шаг в общество, импульс к развитию знаний ребенка о поведении в обществе!

 

Используемая литература: Васильева, Н. К вопросу о психологической адаптации детей дошкольного возраста/Н. Васильева // Дошкольное воспитание. - 2009. - №2.

свернуть

Образовательная услуга "Умные пальчики"

Пальчиковая гимнастика

Детская агрессивность

Интеллектуальная готовность ребенка к школе

Специфика познавательной деятельности леворуких дошкольников

Типичные ошибки родителей во время адаптации ребенка к учреждению дошкольного образования

Рекомендации по становлению самооценки, формированию коммуникативных умений и навыков у детей

Почему дети «плохо» себя ведут, или эффективное воспитание без наказаний

Конфликты детей в учреждении дошкольного образования и пути их решения

Дети и темперамент