Советы дефектолога

 

Ранние признаки аутизма

Ваш маленький ребенок не откликается на собственное имя и не смотрит вам в глаза? Его поведение кажется вам странным и заметно отличается от поведения сверстников? Ранние признаки аутизма сложны для выявления, и эту задачу можно доверить только специалистам, имеющим большой стаж работы с такими детьми и работающим в специализированных центрах.

Аутизм — это генетически обусловленная патология, которая проявляется нежеланием контактировать с окружающими и различными задержками в развитии. Дети с аутизмом по-другому воспринимают социум, им тяжело взаимодействовать с другими людьми и адаптироваться, они предпочитают одиночество. По наблюдениям специалистов, РАС в 2 раза чаще выявляются у мальчиков.

Аутизм у ребенка проявляется разными по характеру и степени выраженности признаками. У таких детей нередко отсутствует речь и есть нарушения моторики, они не фокусируют взгляд на глазах собеседника, не реагируют на свое имя, медленнее развиваются, и все эти проявления вызывают нарушения в социальном взаимодействии. Со стороны кажется, что они увлечены какой-то деятельностью или размышлениями.

В 90 % случаев РАС связаны с генетикой. Они не развиваются из-за травм во время родов или повреждений головы, осложнений после прививок или перенесенных заболеваний, хотя эти факторы способны быть пусковым механизмом расстройств. Причинами аутизма у детей чаще всего становятся комбинации генетических нарушений с различными неблагоприятными факторами: принимаемыми во время гестации препаратами, неблагоприятной экологией, неправильным обменом веществ или ферментов, отравлениями лекарствами или тяжелыми металлами.

Ранние признаки аутизма у детей

Характер ранних признаков аутизма зависит от возраста ребенка. Некоторые родители замечают нарушения в поведении даже в раннем возрасте: малыш не смотрит в глаза, отстранен от общения или не понимает сказанных ему фраз, часто капризничает, не хочет и не стремится играть с другими детьми, произносит слова невпопад. Эти проявления настораживают родителей, и при появлении этих признаков аутизма лучше сразу же обратиться к специалистам, поскольку ранее выявление и коррекция нарушений существенно повышает шанс на успешную адаптацию в социуме.

Какие ранние признаки аутизма у детей должны обеспокоить родителей? На что следует обратить более пристальное внимание? Рассмотрим признаки аутизма у детей по возрасту.

У детей не всегда проявляются все признаки РАС и обычно наблюдается 3-4 симптома. Однако все перечисленные проявления должны настораживать и становиться поводом для обращения к специалистам.

  Признаки аутизма у детей до года

Первые признаки аутизма у новорожденных сложно заметить, но иногда они могут проявляться уже в возрасте 2 месяцев. Такие малыши не проявляют никаких реакций на появление матери, не фокусируют взгляд на движущихся игрушках и других предметах.

К симптомам аутизма у детей до года относят следующие проявления:

  • нет интереса к игрушкам;
  • нет реакции на свое имя;
  • нет зрительного контакта в 3 месяца;
  • склонность теребить ленточки или волосы;
  • нет желания делиться своими достижениями и получать одобрение от окружающих;
  • отсутствие лепета, жестикуляции и попыток подражать звукам;
  • вздрагивания и испуг от громких звуков.

Распознать признаки аутизма у маленьких детей, которые еще не разговаривают, бывает затруднительно. Для этого необходимо внимательно следить за поведением и реакциями ребенка на происходящее.

Признаки аутизма в 2 года

В 1-2 года дети становятся более коммуникативными. Они радуются приходу родителей, начинают подражать звукам и произносить слова, пытаются копировать действия и мимику.

Симптомами аутизма в 2 года могут считаться такие проявления:

  • для того чтобы успокоиться, ребенок обхватывает себя руками за плечи или раскачивает туловище из стороны в сторону;
  • нет попыток подражать эмоциям, действиям, звукам, интонациям и словам;
  • нет желания сидеть на руках (даже у близких);
  • есть избегание объятий, тактильных контактов;
  • малыш пытается выстраивать предметы в ряды или сортирует их по цветам;
  • для игры ребенку никто не нужен;
  • отсутствие бытовых навыков (мытье рук, умывание, питье из бутылочки или чашки).

Одним из тревожных признаков аутизма у детей этого возраста является отсутствие указательного жеста. Ребенок может пытаться использовать руку взрослого для выполнения какого-то действия.

Некоторые дети развиваются согласно возрасту, но после перенесенной стрессовой ситуации или тяжелой болезни у них нарушаются навыки речи и взаимодействия с социумом.

Признаки аутизма в 3 года

В этом возрасте дети хотят все делать самостоятельно. В играх ребенок не только выполняет действия с игрушками, но и пытается выстраивать сюжетно-ролевую линию.

Признаками РАС в 3 года могут становиться такие проявления:

  • нет речи;
  • выдуманные слова и фразы в большом количестве;
  • многократные повторения вслух отрывков из рекламных роликов или книг;
  • появление чего-то нового провоцирует истерики;
  • нет стремления к самостоятельности и привязанность к матери слишком сильная;
  • неусидчивость;
  • ребенок говорит о себе во втором или третьем лице;
  • в игре нет сюжета;
  • зацикленность на деталях;
  • гиперактивность;
  • для игр активно задействуются неигровые предметы.

При аутизме дети не пытаются идти на контакт первыми, не умеют формулировать свои желания и просить, привязанность к взрослым им необходима только для получения бытовых потребностей.

Симптомы аутизма в 4 года

Дети начинают придерживаться правил и норм поведения в определенной ситуации и социуме, у них появляются моральные и этические установки.

При РАС могут возникать такие признаки:

  • резкое появление несвойственной речи;
  • нет ответной реакции на обращение по имени;
  • о себе ребенок продолжает говорить во втором или третьем лице;
  • отсутствие вопросов и интереса к чему-либо;
  • избирательность в пище, обуви и одежде;
  • нет понимания эмоций других людей (возможны проявления жестокости).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

свернуть

Формирование инклюзивной культуры родителей

             Мы все живем в обществе. Вокруг нас миллионы людей. Каждый день мы видим множество новых, незнакомых лиц. Мы не задумываемся, что каждый из нас уникален, нет абсолютно одинаковых людей. Даже близнецы обычно очень сильно различаются по характеру. Что же говорить об остальных людях?!

       У каждого из нас свои интересы, принципы, желания, цели. Каждый из нас выглядит по-разному, по-разному одевается, по-разному разговаривает. Все имеют что-то своё, неповторимое.

       Мы должны уважать индивидуальность каждого человека, должны жить и понимать друг друга.

       Степень зрелости любого общества оценивается отношением к незащищенным слоям населения – это дети, старики, а также люди с особенностями психофизического развития (ОПФР).

       Сегодня, как никогда остро стала проблема социализации детей с особенностями психофизического развития (ОПФР). Многие из них, конечно, посещают специальные коррекционные учреждения, где разработана и налажена методика обучения и воспитания. При этом одной из основных задач является социальная адаптация такого ребенка в реальном мире.              

       Дети с ОПФР оторваны от общества своих сверстников, они не имеют возможности развиваться, дружить, играть как обычные дети. Именно поэтому дети с ОПФР особенно нуждаются в реализации своих способностей и достижении успехов, причём не в специализированной группе, а в обычной. Именно в этом и заключается задача инклюзивного воспитания и образования. Что же такое инклюзивное образование? 

       Существует такое красивое слово ТОЛЕРАНТНОСТЬ.

       Толера́нтность — это терпимость к иному мировоззрению, образу жизни, поведению и обычаям. Но под словом терпимость, в данном случае, подразумевается не возможность принимать другого человека через волевое усилие над собой, а толерантность - это способность принятия другого человека через уважительное отношение к нему независимо от каких-либо отличий.

       Толерантность – это и есть основа инклюзивного образования. 

      Инклюзивное образование – важная часть процесса развития общего образования, которая не только подразумевает доступность образования для всех детей, но и обеспечивает доступ к образованию для детей с ОПФР.

       Инклюзивное (с франц. – «включающий в себя») образование – термин, используемый для описания процесса обучения детей с особенностями психофизического развития в дошкольных учреждениях и общеобразовательных (массовых) школах.

       Каждый ребенок, каким бы он ни был, - это, прежде всего, уникальная личность. И, несмотря на особенности развития, он имеет равные с другими детьми права. Можно выделить восемь принципов инклюзивного образования: 

  1. Ценность каждого человека не зависит от его способностей и достижений.
  2. Каждый человек способен чувствовать и думать.
  3. Каждый человек имеет право на общение и на то, чтобы быть услышанным.
  4. Все люди нуждаются друг в друге.
  5. Подлинное   образование   может   осуществляться   только   в   контексте  

   реальных  взаимоотношений.

  1. Все люди нуждаются в поддержке и дружбе ровесников.
  2. Для всех обучающихся достижение прогресса скорее достигается в том, что они могут делать, чем в том, чего не могут.
  3. Разнообразие усиливает все стороны жизни человека. 

       Как для детей с ограниченными возможностями здоровья, так и для здоровых детей интеграционная система имеет преимущества:

социального характера:

- развитие самостоятельности через предоставление помощи;

- обогащение коммуникативного и нравственного опыта;

- формирование толерантности, терпения, умения проявлять сочувствие и гуманность.

психологического характера:

- исключения развития чувства превосходства или комплекса неполноценности.

медицинского характера:

- подражание «здоровому» типу поведения как поведенческой норме;

- исключение социальной изоляции, усугубляющей патологию и ведущей к развитию «ограниченных возможностей».

педагогического характера:

- рассмотрение развития каждого ребенка как уникального процесса (отказ от сравнивания детей друг с другом);

- активизация когнитивного развития через коммуникацию и имитацию.

     Взаимодействие обычных детей и детей с особенностями психофизического развития способствует формированию у первых альтруизма и гуманности. Они учатся воспринимать «особых» детей как обычных членов общества. А включенность в обычную среду сверстников воспитанников с особенностями психофизического развития расширяет круг общения этих детей, формирует у них навыки коммуникации, межличностного взаимодействия, что в целом повышает адаптационные возможности детей.

       Ведь все люди нуждаются в поддержке и дружбе ровесников, все мы должны уважать индивидуальность каждого человека, должны жить и понимать друг друга. Все эти качества в своих детях вы можете воспитать только своим добрым примером. Помните, что дети – это зеркало отношений и характеров родителей.

       Если мы хотим воспитать толерантного ребёнка, то вы, родители, сами должны толерантно относиться к нему. И тогда ребёнок с ОПФР, обучающийся в обычной группе, никогда не почувствует себя ненужным.

А также, давайте задумаемся о том, что все мы люди, и никто не застрахован от родовой травмы, дорожно-транспортного происшествия, генетического заболевания и т.д. Каждый из нас может в любой момент оказаться на месте той семьи, в которой есть ребенок с ОПФР, столкнуться с их проблемами.

         Поиск наиболее правильных путей, средств, методов для успешной интеграции такого ребенка в общество – задача всех и каждого. Ведь наполнить черно-белый мир маленького человека яркими и светлыми тонами можно только совместными усилиями.

 

свернуть

Речевые игры по дороге в детский сад

Поэтапное формирование звуковой культуры речи

Учитывая возрастные особенности развития речи детей, формирование звуковой культуры можно распределить на III основных этапа.

I этап – до 3-х лет – проводится работа, направленная на уточнение и закрепление простых в артикуляционном отношении звуков, на выработку четкого и внятного произнесения слов.

Используются методические приемы: повторение по речевому образцу, использование различного дидактического материала, игрушек.

Игры: «Как мычит корова, кричит петух, пищит мышка и т.д.», «Пароход гудит», «Капли капают», «Ветер», «Аукаем в лесу» и т.д., «Волшебный мешочек», использование различных потешек и т.д. Для развития слухового внимания используются игры: «Кто пришёл?» (волк, петух, паровоз, колокольчик).

II этап – от 3 до 5 лет (2 младшая и средняя группы).

Ведущие методические приемы – речевой образец, заучивание наизусть, беседы, дидактические игры и т.д.

I вид работы – игровые упражнения, способствующие выработки правильной артикуляции («Качели», «Горки», «Лошадки» и т.д.), воспитание плавного выдоха («Забей в ворота гол» и т.д.), развитие громкости голоса («Собака и щенок», «Ветер в лесу»)

II вид работы – уточнение произношения изолированного звука и развитие речевого слуха («Насос» - звук С, «Жуки летают» - звук Ж, «Поезд» - звук Ч и т.д.).

III вид работы – воспитание правильного произношения в словах и развитие фонематического слуха (Подвижные игры «Воробушки», игры с мячом, «Назови картинку», «Зина и изюм» и т.д.)

IV вид работы – воспитание правильного произношения звуков во фразовой речи и развитие речевого слуха. Используется специально подобранный речевой материал: словесные игры, подвижные игры, чистоговорки, скороговорки, загадки, потешки, стихи, сказки и т.д. Проводится работа над темпом и интонационной выразительностью речи.

III этап – от 5 до 7 лет – работа по дифференциации звуков, четкой артикуляции звуков, над дикцией, темпом, интонационной выразительностью речи.

Методические приемы – речевой образец дидактические игры, пересказ, рассказывание, заучивание наизусть и др.

Для воспитания звуковой культуры речи типичны следующие методы:

  • дидактические игры («Чей домик?»);
  • подвижные или хороводные игры с текстом («Каравай»);
  • дидактические рассказы с включением учебных задании детям (повторять слова с трудным звуком, менять высоту голоса и т. п.);
  • метод упражнений (заучивание и повторение знакомых скороговорок, игровое упражнение «Подуем на пушинки» и др.)
свернуть

Причины и виды отклонений в речевом развитии детей дошкольного возраста

     Речь — один из наиболее мощных факторов и стимулов развития ребенка. Это обусловлено исключительной ролью, которую она играет в жизни человека. Благодаря речи люди сообщают мысли, желания, передают свой жизненный опыт, согласовывают действия. Она служит основным средством общения людей. Речь одновременно — необходимая основа мышления и его орудие. Мыслительные операции (анализ, синтез, сравнение, обобщение, абстракция и другие) развиваются и совершенствуются в процессе овладения речью. От уровня речевого развития зависит общее интеллектуальное развитие. Речь выступает как средство регуляции психической деятельности и поведения, организует эмоциональные переживания. Развитие речи оказывает большое влияние на формирование личности, волевые качества, характер, взгляды, убеждения.  

Нарушение речи – отклонения в речи говорящего от языковой нормы, принятой в данной языковой среде.

            Речевые нарушения характеризуются следующими особенностями:

  1. Они не соответствуют возрасту говорящего;
  2. Не являются диалектизмами, безграмотностью речи и выражением незнания языка;
  3. Связаны с отклонениями в функционировании   психофизиологических механизмов речи;
  4. Носят устойчивый характер и самостоятельно не исчезают;
  5. Часто оказывают отрицательное влияние на дальнейшее психическое развитие ребенка;
  6. Требуют определенного логопедического воздействия в зависимости от их характера.

Причины нарушений речи:           

  Речевая функция, так же как и другие высшие психические функции (память, мышление, восприятие, внимание и т. д.), формируется у ребёнка постепенно, начиная с внутриутробного периода, и процесс этот не всегда протекает гладко. Отклонения в речевом развитии возможны в силу разных причин. Это могут быть различные патологии в период внутриутробного развития (наиболее грубые дефекты речи возникают при воздействии неблагоприятных факторов на сроке от 4 недель до 4 месяцев беременности), токсикоз, несовместимость крови матери и ребёнка по резус-фактору, вирусные и эндокринные заболевания, травмы, наследственные факторы и др. Поводом для волнений может стать родовая травма и асфиксия во время родов, патологическое течение родов, различные заболевания в первые годы жизни ребёнка (травмы черепа, сопровождающиеся сотрясением мозга, и т. д.). Не последнее место занимают неблагоприятные социально-бытовые условия, приводящие к педагогической запущенности детей, нарушениям их эмоционально-волевой сферы и дефициту речевого общения.

Основные причины речевых нарушений – это:

  • Соматическая ослабленность;
  • замедленное психофизическое развитие;
  • отягощенная наследственность, травмы;
  • неправильное строение органов речевого аппарата;
  • невнимание к речевому развитию детей в младшем       возрасте;
  • двуязычие в семье и др.

     В рамках общеобразовательного детского сада мы, как правило, не сталкиваемся с тяжелой патологией речевого развития, связанной с расщелинами неба и верхней губы. Здесь мы сталкиваемся со следующими видами нарушений:

  1. Фонематическое нарушение речи (ФНР) – вследствие недостаточной сформированности фонематического слуха ребенок не слышит разницу между звуками и произносит их неправильно. Низкий уровень фонематического восприятия в жизни выражается в следующем:
  • Неразличение на слух звуков в своей и чужой речи
  • Нарушение умственных действий по звуковому анализу и синтезу слова.
  1. Фонетическое нарушение речи (дислалия)– нарушения артикуляционной моторики или недостаточная сформированность артикуляционной моторики. Ребенок не может правильно выполнять движения органами артикуляции, особенно языком, в результате чего звук искажается. Однако речь детей претерпевает в процессе развития ребенка изменения: так, в возрасте 3 лет отсутствие звуков р, л, ш, ж – это не отклонение в речевом развитии, а возрастная норма.
  2. Фонетико-фонематическое недоразвитие речи (ФФНР)– нарушение процессов формирования произносительной системы языка (звукопроизношения) у детей с различными речевыми расстройствами вследствие дефектов восприятия и произношения фонем. К этой категории относятся дети с нормальным слухом и интеллектом.

Недостатки произношения на практике проявляются в следующем:

  • Замена звука на более простой по артикуляции
  • Нестабильное использование звука в речи
  • Искаженное произношение звука

   У ребенка может быть нарушено произношение 1 звука или нескольких.

  1. Часто встречаются дети и с общим недоразвитием речи (ОНР),т. е. дети, у которых нарушено и звукопроизношение, и лексико-грамматический строй речи. Эти дети часто неверно строят предложения, неправильно употребляют окончания, испытывают трудности при словоизменении и словообразовании. В некоторых случаях (крайне редко) у детей может быть сохранно звукопроизношение, фонематический слух и нарушен только лексико-грамматический строй речи. В эту группы попадают и двуязычные дети, у которых ОНР возникает на фоне двуязычия.

5.Заикание – это нарушение темпо-ритмической стороны речи, которое характеризуется запинками при произнесении первого звука слова или прерывистостью речевого потока. К этому расстройству не относят тех заминок и сбоев в ритме речи, которые возможны у нормально говорящих. Главные отличия – в ощущении мышечного напряжения у заикающегося, утрате контроля над органами речи.

   Как вести себя с заикающимся ребенком:

  • не стоит обращать особое внимание ребенка на      речевой дефект. Значительно лучше его речь от этого не станет, а фиксация      на дефекте может привести к нежелательным последствиям;
  • ни в коем случае не    связывайте неудачи ребенка с его речевым      дефектом;                                                                        
  • объективно подчеркивайте достоинства своего      ребенка;
  • поощряйте его общение с другими детьми;
  • не стоит напоминать ребенку о      психических травмах и неприятных переживаниях;
  • обратите внимание на чередование      периодов улучшения и ухудшения речи. Проанализируйте ситуации и обстановку,      в которых речь улучшается, и способствуйте развитию этих ситуаций.

 

свернуть

Праздник красивой речи

Как пополнить словарный запас у детей 6-7 лет

Весёлые игры со звуками

Занимательные прогулки (игры для развития связной речи и не только ...)

Родители - главные помощники логопеда

Вместе весело дышать!

Типичные ошибки родителей во время адаптации ребёнка к учреждению дошкольного образования

  1. Неготовность родителей к негативной реакции ребенка на учреждение дошкольного образования. Родители  бывают напуганы плаксивостью ребенка, растеряны, ведь дома он охотно соглашался идти в детский сад. Надо помнить, что для малыша – это первый опыт, он не мог заранее представить себе полную картину, что плаксивость – это нормальное состояние дошкольника в период адаптации к детскому саду. При терпеливом отношении взрослых она может пройти сама собой.
  2. Обвинение и наказание ребенка за слезы. Это не выход из ситуации. От старших требуется только терпение и помощь. Все, что нужно малышу – это адаптация к новым условиям.
  3. Планирование важных дел в первые дни пребывания ребенка в детском саду. Не стоит планировать важные дела в первые дни пребывания ребенка в детском саду. Выход на работу также лучше отложить. Родители должны знать, что сын или дочь могут привыкать к учреждению дошкольного образования 2-3 месяца.   
  4. Пребывание родителей в состоянии обеспокоенности, тревожности. Родители заботятся об общественном мнении, испытывают внутренний дискомфорт, волнуются, что недостаточно хороши в роли «мамы» и «папы». Прежде всего, родителям надо успокоиться. Дети моментально чувствуют, когда родители волнуются, это состояние передается им. Родителям очень важно понимать, что ребенок проходит адаптацию к новым условиям жизни. Стоит избегать разговоров о слезах малыша с другими членами семьи в присутствии малыша, не стоит думать, что сын или дочь еще очень маленькие и не понимают взрослых разговоров. Дети на тонком душевном уровне чувствуют обеспокоенность родителей и это еще больше усиливает детскую тревогу.   
  5. Пониженное внимание к ребенку. Довольные работой учреждением дошкольного образования, некоторые родители облегченно выдыхают и уже не так много внимания, как раньше, уделяют малышу. Рекомендуется, наоборот, как можно больше времени проводить с ребенком в этот период его жизни. Этим мама и папа показывают, что нечего бояться, потому что она все так же рядом.

    Когда малыш начинает весело говорить о садике, читать стихи, пересказывать события, случившиеся за день – это верный знак того, что он освоился.

    Сколько по времени будет продолжаться адаптационный период, сказать трудно, потому что все дети проходят его по-разному. Но привыкание к дошкольному учреждению – это также и тест для родителей, показатель того, насколько они готовы поддерживать ребенка, помогать ему преодолевать трудности.

свернуть

Рекомендации родителям для повышения учебной мотивации их детей

Отношение ребёнка к учению, т.е. учебная мотивация, играет важнейшую  роль  в формировании личности будущего школьника.

Как могут помочь родители  детям в этой ситуации?

  1. Каждый день спрашивайте ребёнка: «Как дела? Что нового ребенок узнал на занятиях в учреждении дошкольного образования?». Сделайте такие разговоры привычкой, пусть  ребёнок чувствует вашу заинтересованность в его делах.
  2. Предложите  помощь  в выполнении  какого-либо задания. Например, обсудите план пересказа сказки, но не пересказывайте за ребёнка.
  3. Учитесь вместе с детьми. Посещайте интересные места, читайте и покупайте книги, запишитесь вместе в  библиотеку. Обсуждайте вместе с ребёнком прочитанное:  что больше всего запомнилось? Что понравилось, а что нет?
  4. Читайте (пересказывайте) вместе с детьми книги по ролям.
  5. Старайтесь правильно оценивать знания  и достижения ребёнка. Никогда не сравнивайте его с другими детьми из группы или детьми родственников и знакомых (из-за этого самооценка  значительно снижается и ребёнок перестаёт верить в свои силы).
  6. Повторяйте ребёнку, что вы ждёте от него успехов, а не того, что он будет вундеркиндом. Многие дети в какой-то момент  времени занимаются хуже, чем обычно. Если это происходит, не паникуйте, предложите свою помощь  и поощряйте его за малейший успех.
  7. Старайтесь быть для ребёнка примером человека, который постоянно учится, показывайте ребенку, что вы тоже постоянно в поиске новых знаний, своим примером ориентируйте его на стремление к учению.
  8. Рассказывайте о своей школьной жизни своему ребёнку, делая акцент на том, что в вашей школьной жизни было множество интересных и увлекательных событий, рассказывайте на каких уроках, что вы узнавали нового и интересного. 
  9. У ребёнка должно быть своё место для занятий. Предоставьте ему быть полноправным хозяином  своего уголка.
  10. Постарайтесь каждый раз найти, за что можно похвалить ребенка.    При неудаче повторяйте задания, давая аналогичные.
  11. Никогда не начинайте с трудных заданий, усложняйте задания постепенно. В ходе домашних занятий очень важно подкреплять каждый правильный шаг ребенка, так как уверенность в правильном выполнении помогает.
  12. Усложняйте задания только тогда, когда успешно выполнены предыдущие. Не спешите получить результат, успех придет, если ребенок будет уверен в себе.
  13. Работайте спокойно, без упреков, порицаний.
свернуть

Язычок-путешественник: артикуляционные упражнения для дошкольников

О логопедических домашних занятиях

И тогда он будет говорить хорошо

Весело играем – свою речь развиваем…

Кинезиологические упражнения для детей

Найдем время для игры!

Как учить стихотворение?

В каком возрасте пора показать ребенка логопеду?