Защита детей от насилия

Республиканский центр психологической помощи

Основной деятельностью Республиканского центра психологической помощи является обеспечение оказания комплексной психологической помощи и социально­педагогической поддержки участников образовательного процесса в кризисных ситуациях.

Современный многостраничный интернет­сайт (https://rcpp.by). содержит информацию о Центре, контакты специалистов, новости и анонсы проводимых мероприятий, а также отдельные блоки актуальной и доступно изложенной информации, полезной для законных представителей воспитанников и педагогических работников.

На сайте создан чат, который дает возможность анонимного обращения за помощью или поддержкой в критической ситуации каждому ребенку, его законным представителям и педагогическим работникам по всей территории Республики Беларусь. Для удобства пользователей создана мобильная версия сайта.

свернуть

Пять мифов о насилии в семье

01.04.2022

В сознании людей понятия ”агрессия“, ”домашнее насилие“, ”дисциплинирование“, ”наказание“ часто смешиваются. Это приводит к неправильному пониманию явления насилия в семье. Именно поэтому важно знать, что считается насилием в семье и какие мифы существуют относительного этого явления.

Насилие в семье – умышленные действия физического, психологического, сексуального характера члена семьи по отношению к другому члену семьи, нарушающие его права, свободы, законные интересы и причиняющие ему физические и (или) психические страдания.

                      

Поскольку насилие достаточно многогранное и распространенное явление, вокруг него возникает большое количество мифов, которые в свою очередь оказывают сильное влияние на способы реагирования окружающих и самих жертв на факт насилия. Подробнее остановимся на некоторых мифах.

Миф 1. Домашнее насилие – не преступление, а личное дело семьи, в которое не нужно вмешиваться.

Такое мнение приводит к пассивности окружающих в оказании помощи жертве, а также формированию у нее ощущения безвыходности и одиночества.

Мнение, что домашнее насилие является нормой, распространено среди людей, которые в своей семье, начиная с детства, наблюдали или наблюдают факты домашнего насилия.

Однако важно понимать, что насилие, независимо от того, применяется оно к члену семьи или постороннему человеку, влечет за собой административную или уголовную ответственность, а значит не может являться нормой поведения.

Миф 2. Человек может быть хорошим родителем несмотря на то, что применяет насилие по отношению к своему супругу.

Постоянно наблюдаемое ребенком насилие в будущем может определить его стратегию взаимодействия в семье и привести к своеобразной эстафете насилия, которая передается из поколения в поколение.

Насилие в семье лишает ее членов чувства безопасности, защищенности, подрывает авторитет обоих родителей в глазах ребенка, может привести к страху потери одного из родителей.

Важно помнить, что супруги, применяющие насилие по отношению друг к другу, рано или поздно могут начать использовать насилие в отношении детей.

Миф 3. Бороться с домашним насилием бесполезно.

На самом деле, как показывает опыт, простое информирование зачастую является мощным и эффективным инструментом.

Важно понимать, что люди, применяющие насилие или ставшие жертвами насилия, могут считать его проявлением заботы или даже любви. Именно поэтому простое информирование о распространенных способах и формах насилия, может привести жертву к активизации сопротивления и успешному разрешению проблемы, а агрессора – к прекращению применения насилия.

Миф 4. Угрызения совести – знак того, что человек изменился.

Домашнее насилие, согласно теории американского психотерапевта Ленор Уолкер, носит циклический характер. И частью данного цикла является раскаяние, угрызение совести. В этот период приносятся извинения за содеянное либо перекладывается вина на жертву, у которой создается ощущение, что человек, применивший насилие, изменился. Однако важно помнить, что это может быть лишь временным затишьем перед новой бурей, а не гарантией стабильных перемен.

Миф 5. Домашнее насилие может возникнуть только в семьях с низким социальным уровнем.

Низкий социальный уровень, злоупотребление алкоголем могут стать одним из условий для возникновения ситуации насилия в семье, однако не являются определяющими. Как показывает опыт, домашнее насилие может нередко встречаться в семьях социально успешных людей, с высоким уровнем интеллекта, которые зачастую прекрасно осознают последствия своих действий и получают от этого удовольствие.

Мифы о насилии в семье приводят к тому, что люди выбирают неправильные способы реагирования, которые усугубляют ситуацию. Именно поэтому так важно сформировать у людей правильное представление о данном явлении.

Помните, что насилие можно остановить, не оставив его без внимания!

 

Подготовлено по материалам учебно-методического пособия для специалистов, работающих в области предупреждения домашнего насилия ”Психологическая помощь жертвам домашнего насилия“ (Пархомович В.Б.).

 

свернуть

О чём рассказать ребёнку, чтобы защитить его от сексуального насилия?

31.03.2022

РЕКОМЕНДАЦИИ РОДИТЕЛЯМ ДЛЯ РАЗГОВОРА

С РЕБЕНКОМ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО И МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

ПРАВИЛА ИНТИМНЫХ ЧАСТЕЙ ТЕЛА

(ЧАСТИ ТЕЛА, СПРЯТАННЫЕ ПОД КУПАЛЬНИКОМ, ПЛАВКАМИ,

ТРУСИКАМИ)

  • Нельзя показывать свои интимные части тела другим, позволять к ним прикасаться.
  • Нельзя смотреть на интимные части тела других, прикасаться к ним.

"НЕНОРМАЛЬНЫЕ" ПРИКОСНОВЕНИЯ.

  • Прикосновения к интимным частям тела.
  • Прикосновения, которые вызывают у ребенка дискомфорт и смущение.
  • Прикосновения, которые взрослые просят сохранить в секрете.

СПОСОБЫ МАНИПУЛЯЦИИ.

Взрослый может:

  • Убеждать, что не происходит ничего плохого;
  • Говорить, что научит чему-то полезному;
  • Предлагать или обещать что-то взамен;
  • Запугивать, угрожать.

"ПЛОХИЕ" СЕКРЕТЫ.

К "хорошим" секретам, например, относятся подготовка подарков к праздникам, приятные сюрпризы.

Во всех остальных случаях, когда взрослый просит что-то сохранить в секрете, надо обязательно рассказать об этом родителям.

ЧТО ДЕЛАТЬ РЕБЕНКУ?

  • Говорить "нет", когда кто-то "ненормально" прикасается к нему, нарушает правила интимных частей тела.
  • Рассказывать родителям, если кто-то "ненормально" прикасался к нему, нарушал правила интимных частей тела.
  • Никогда не садиться в машину к незнакомым людям, не заходить с ними в подъезд, лифт (даже если они будут обращаться к ребенку по имени и говорить, что знают родителей и отвезут (отведут) к ним).

Уважаемые родители!

Обратите внимание: разговаривать с ребенком нужно серьезно и спокойно, а не шутливо или таинственно.

Объясните ребенку:

· что бы ни случилось, это не его вина, ему нечего стыдиться;

· что вы никогда не будете сердиться, узнав от ребенка о случившемся;

· что вы всегда поверите рассказу ребенка, даже если другой взрослый будет убеждать его в обратном.

 

ПОДГОТОВЛЕНО ПО МАТЕРИАЛАМ, РАЗРАБОТАННЫМ ПРИ ПОДДЕРЖКЕ ЮНИСЕФ, МАТЕРИАЛАМ, РАЗМЕЩЕННЫМ В НАУЧНО-МЕТОДИЧЕСКОМ ЖУРНАЛЕ "ВЫХАВАННЕ І АДУКАЦЫЯ"(ДЕКАБРЬ, 2018)

свернуть

Как узнать, что мой ребёнок стал жертвой сексуального насилия?

Информационный материал для родителей

              

Уважаемые родители!

Любой ребенок может стать жертвой сексуального насилия. В силу возраста он не всегда понимает, что с ним происходит и не может описать случившееся словами. Именно поэтому так важно знать признаки, на которые необходимо обратить внимание, чтобы понять, что ребенку нужна помощь.

 

Сексуальное насилие – это вовлечение ребенка, с его согласия или без такового, в прямые или непрямые действия сексуального характера со взрослым с целью получения последним сексуального удовлетворения или выгоды.

Какие формы сексуального насилия бывают?

  • сексуальные контакты с ребенком;
  • демонстрация ребенку своих половых органов;
  • демонстрация ребенку порнографических материалов;
  • вовлечение ребенка в изготовление порнографических

материалов;

  • подглядывание за ребенком во время совершения им интимных

процедур;

  • "груминг" (формирование доверительных отношений с ребенком с

целью его сексуальной эксплуатации, сексуального насилия);

  • ласки и прикосновения к половым органам ребенка;
  • вовлечение ребенка в занятие проституцией.

                

                 Какие формы сексуального насилия бывают?

ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ

Ребенок может пострадать от сексуального насилия где угодно: на улице, в подъезде и даже в сети Интернет. Поэтому важно особое внимание уделить своевременному и соответствующему возрасту ребенка обучению правилам безопасного поведения.

Ребенок должен четко понимать, какое поведение по отношению к нему является ненормальным и знать, что может без страха вам о нем рассказать.

 

Будьте внимательны к своим детям. Особое внимание уделяйте резким, необъяснимым переменам в их поведении, состоянии, самочувствии. Внимательно изучите признаки, по которым вы можете понять, что ребенок попал в беду, даже если он сам об этом не говорит.

Физические признаки сексуального насилия:

  • порванное, запачканное или окровавленное нижнее белье;
  • боль при ходьбе, сидении;
  • жалобы на боль и зуд в области половых органов;
  • синяки, ссадины в области половых органов, анального отверстия;
  • гематомы на груди, ягодицах, нижней части живота, бедрах;
  • недержание мочи, кала;
  • наличие инфекций передающихся половым путем;
  • беременность.

Изменения в выражении сексуальности ребенка:

  • не соответствующие возрасту знания о сексе;
  • повышенный интерес к играм сексуальной направленности;
  • имитация полового акта;
  • сексуальные действия с другими детьми;
  • соблазняющее поведение по отношению к сверстникам, взрослым;
  • необычная сексуальная активность (мастурбация, трение о тело взрослого и др.).

Изменения в общении и эмоциональном состоянии:

  • замкнутость, уход в себя, отстраненность;
  • депрессивность;
  • быстрая потеря самоконтроля;
  • трудности в общении со сверстниками, отсутствие друзей своего возраста;
  • отвращение, вина, чувство испорченности, стыд;
  • отчуждение от братьев и сестер;
  • жестокость по отношению к игрушкам;
  • двойственные чувства к взрослым.

Изменения мотивации, личности ребенка:

  • неспособность защитить себя от насилия, издевательств;
  • резкое изменение успеваемости (гораздо хуже или лучше);
  • прогулы в школе, отказ учиться;
  • принятие на себя родительских функций в семье;
  • отрицание традиций семьи вплоть до ухода из дома.

Невротические и психосоматические симптомы:

  • боязнь оставаться наедине с конкретным человеком;
  • жалобы на головную боль, боль в области желудка, сердца;
  • боязнь раздеваться (например, отказ от участия в занятиях
  • физкультурой, плаваньем, снимать белье во время медицинского осмотра).

Изменения самосознания:

  • снижение самооценки;
  • мысли о самоубийстве (чем младше ребенок, тем реже возникают такие мысли);
  • попытки самоубийства.

 

Уважаемые родители, обращайте особое внимание на резкие и необъяснимые изменения в поведении и состоянии ребенка:

  • переход к детскому или слишком "взрослому" поведению;
  • рассказы в третьем лице (я знаю одну девочку...);
  • косвенные вопросы о необходимости проводить время с конкретным взрослым;
  • равнодушие к своей внешности либо навязчивое мытье;
  • появление новых вещей или большой суммы денег;
  • резкие перемены в отношении к конкретному человеку (избегание или чрезмерное сближение);
  • резкие перемены в отношении к определенному месту (отказ посещать конкретные места, занятия и др.);
  • расстройство сна.

 

Как вести себя, если ребенок рассказал о сексуальном насилии?

 

Поверьте ребенку. Он не будет лгать о пережитом. Помните, что насилие

над детьми могут совершать хорошо знакомые ему люди и даже

родственники.

Сохраняйте спокойствие. Помните, ребенок может перестать говорить,

чтобы защитить вас от переживаний.

Успокойте и подбодрите. Объясните ребенку, что он ни в чем не виноват и

поступил правильно, рассказав вам обо всем.

Дайте ребенку выговориться и не давите, если ему трудно рассказывать.

Говорите на одном языке. Не ругайте ребенка за "плохие" слова.

Используйте ту лексику, которой пользуется он.

Будьте честны. Расскажите о том, что будете делать дальше, не давайте

неисполнимых обещаний ("никто не узнает", "никому не расскажу" и др.).

 

 

свернуть

25 ненасильственных вариантов воспитания

«Воспитание» и «воспитанник» — родственные слова. В основе лежит передача опыта учителя ученику.

     Нравится нам это или нет, но мы, родители, являемся главными учителями для наших детей. Расширение нашего репертуара методов воспитания позволяет нам адаптировать имеющиеся в нашем распоряжении методы согласно возрасту, темпераменту, опыту обучения нашего ребенка и нашим собственным ценностям. Возможно, некоторые из этих вариантов пригодятся для применения на практике в вашей семье.

 

  1. Игнорируйте проблемное поведение, если оно не опасноЕсли обращать внимание, то это просто подкрепляет такое поведение, так что оно может повториться в будущем.
  2. Переключите внимание ребенка на другое занятие.
  3. Реорганизуйте среду таким образом, чтобы убрать или минимизировать соблазны к плохому поведению. Это обычно называют подготовкой пространства к присутствию ребенка и это особенно подходит для детей младшего возраста.
  4. Обратите внимание на позитив. Старайтесь акцентировать внимание на конструктивном поведении, игнорируя проблемное поведение.
  5. Пересмотрите свои ожидания. Может быть, поведение ребенка вообще нормально для этого возраста? Иногда поведение, которое расстраивает родителей - например, плаксивость или желание «делать всё самостоятельно» - является нормальной частью процесса обучения на определенной стадии развития.
  6. Используйте метод тайм-аута — прекращение текущей деятельности на некоторое время. Спокойно поместите неуправляемого ребенка в скучное, но безопасное место. Кратко расскажите ребенку, почему оскорбительное поведение неприемлемо и что теперь ему нужно посидеть и подумать, ничего не делая, пока вы не разрешите ему вернуться к тому, чем он занимался. Общепринятым руководством к расчету времени тайм-аута является одна минута на каждый год возраста ребенка. Если ребенок повышает голос, огрызается или устраивает истерику, это автоматически приводит к перезапуску таймера. По окончании тайм-аута, не возвращайтесь больше к этому вопросу — не надо корить, отчитывать или обвинять. Ребенок неизбежно будет испытывать ваше терпение. Важно оставаться твердым и спокойным.
  7. Изучите свое собственное поведение. Возможно, ребенок реагирует на ваши собственные нечеткие ожидания, непонятные ему слова, угрожающее отношение или непоследовательность? Если это так, то изменение поведения родителя, вероятно, является самым быстрым путем к изменению поведения ребенка.
  8. Меньше значит больше. Когда дети ведут себя плохо, для родителей или других взрослых велик соблазн реагировать аналогичным образом — гневными словами и невербальными признаками физического напряжения. К сожалению, это часто усугубляет ситуацию. Вместо этого найдите способ успокоиться, смотрите в глаза ребенку, говорите тише. Спокойствие заразительно!
  9. Прикосновение. Есть много видов прикосновений, которые могут вернуть детей к нормальному поведению – мягко положить руку на плечо, погладить волосы, провести ладонью по спине. В нашем все более изолированном бесконтактном обществе нежное прикосновение обладает огромной силой, о чем люди все меньше догадываются.
  10. Проговорите недопустимое поведение. Хотя это кажется очевидным, иногда родители просто предполагают, что ребенок сам знает, что именно он сделал неправильно, или что достаточно будет общих слов, вроде «веди себя прилично». Не предполагайте, лучше просто укажите, что не так и почему. Например, можно сказать «Нельзя колоть младшего брата острыми предметами. Ему больно».
  11. Изучите обстановку и среду на предмет недопустимых моделей поведения, которым может подражать ребенок. Может быть, он слышал такого рода нецензурную лексику от папы, из телевизора или от друга? Мама тоже ходит насупившись или хлопает дверью, когда злится? Дети до обидного точно имитируют наше самое недостойное поведение. Возможно, чтобы изменился ребенок, нужно измениться тому, кому он подражает.
  12. Позволяйте наступать логичным последствиям. Если кто-то забыл сделать домашнее задание, то логичным последствием будет плохая оценка в школе. Если кто-то потратил все карманные деньги сразу, то у него не будет их, чтобы купить то, что будет хотеться через день. Не ограждайте ребенка от последствий. Пусть учится на них, но без ваших нравоучений в духе «А я говорил!».
  13. Поощряйте позитивное поведение с помощью материального стимула, такого как наклейка или любимое лакомство.Мы, взрослые, тоже работаем за стимул (деньги), чем же дети хуже?
  14. Предложите выбор, но только так, чтобы предлагаемые альтернативы были приемлемы для вас.«Ты можешь сделать задание сейчас или после обеда. Как тебе больше нравится?». Причем, не делать задание — не вариант.
  15. Предложите ребенку помочь вам разобраться с негативным поведением. Иногда дети, особенно старшего возраста, могут давать неожиданно мудрые советы. Объясните проблему и скажите, например, «Ты вот уже две или три недели тянешь до последнего с тем, чтобы садиться делать домашние задания, а потом, когда пора спать, говоришь, что тебе еще «домашку» делать. А теперь ты жалуешься, что не высыпаешься. Что можно сделать с тем, что ты никак не можешь сделать «домашку» вовремя?»
  16. Проведите семейный совет, если проблема затрагивает других членов семьи. Проведите мозговой штурм в поисках решения, при участии ребенка, конечно, и выберите подход, который звучит здраво.
  17. Не разрешайте ребенку делать что-то вследствие его поведения. Попробуйте выбрать что-то, что важно для ребенка и что как-то логически связано с проблемным поведением. «Если не закончишь домашнюю работу до 10 вечера, то следующим вечером никакого телевизора, потому что ты не умеешь разумно распоряжаться своим временем».
  18. Скажите ребенку то, что вы видите, думаете, чувствуете и хотите, говоря о себе.«Когда я вижу, что ты так обращаешься со своим инструментом, я начинаю злиться и беспокоиться о том, что ты можешь его сломать. Я думаю, что ты достаточно взрослый, придумать более конструктивный способ выразить свое разочарование. Может, есть идеи?»
  19. Используйте мягкий юмор, не высмеивание, чтобы представить ситуацию в новом ракурсе для ребенка и для себя.Своевременная шутка может превратить ребенка из разъяренной фурии в хохочущего карапуза быстрее, чем десять минут непрерывных увещеваний.
  20. Разработайте невербальную систему предупреждения о повторяющихся вредных привычках, которых ребенок может даже не замечать. Например, когда мама дергает мочку уха, это может означать: «Так! Ты снова грызешь ногти». Почесывание головы двумя скрещенными пальцами может означать: «А ты знаешь, что снова жуешь с открытым ртом?» Дети, которые ненавидят нотации, часто принимают невербальные указания в качестве замены.
  21. Ведите подсчет случаев проблемного поведения и позвольте ребенку установить цель, насколько он может сократить частоту таких проявлений за одну неделю. Придумайте вместе награду, например, особое совместное мероприятие, когда цель будет достигнута.
  22. Помогите ребенку заменить неприемлемое поведение на приемлемое.Эта стратегия основана на том принципе, что неразумно лишать ребенка какого-то поведения, не предоставляя замену.
  23. Постарайтесь установить какие-то физические ассоциации с эмоциональными состояниями и определенным поведением.Например, детей дошкольного возраста можно научить тому, что определенная музыка означает, что пора угомониться и успокоиться. Колыбельная и обычный вечерний ритуал означают, что пора готовится ко сну. Звук колокольчика может означать время определенных занятий.
  24. Всей семьей составьте список правил и последствий. Он не должен быть слишком длинным, и обязательно пересматривайте его по мере взросления детей. Совместное составление списка правил и последствий помогает детям почувствовать сопричастность, а родители таким образом уверены, что дети действительно знают правила и последствия, поскольку они помогали их формулировать.
  25. Ищите причины и разбирайтесь с ними. Например, если ребенок закатывает истерику, когда нужно идти чем-то заниматься, обратите внимание на контекст. Может быть, он играл и не закончил? Если это так, истерику можно предотвратить, в следующий раз предупредив ребенка за пять минут.

Как «главные учителя» наших детей, мы должны учить их последовательно, мудро и с любовью, используя весь наш воспитательный репертуар.

Автор Пэм Кемп.

 

свернуть

Защита детей от насилия

Против насилия над детьми!

О половой неприкосновенности несовершеннолетних

Одним из важнейших направлений социальной политики государства является защита детства, обеспечение прав и законных интересов несовершеннолетних.

В последнее время стали особую тревогу вызывать преступления против половой неприкосновенности несовершеннолетних.

Юридические понятия преступлений содержатся в главе 20 УК Республики Беларусь «Преступления против половой неприкосновенности или половой свободы».

Уголовным Кодексом предусмотрена уголовная ответственность за преступления.

Статья 167. Насильственные действия сексуального характера

  1. Мужеложство, лесбиянство или иные действия сексуального характера, совершённые вопреки воле потерпевшего (потерпевшей) с применением насилия или с угрозой его применения либо с использованием беспомощного состояния потерпевшего (потерпевшей) – наказываются ограничением свободы на срок до четырёх лет или лишением свободы на срок от трёх до семи лет.
  2. Те же действия, совершённые повторно, либо лицом, ранее совершившим изнасилование, либо группой лиц, либо в отношении заведомо несовершеннолетнего (несовершеннолетней) – наказываются лишением свободы на срок от пяти до тринадцати лет.
  3. Действия, предусмотренные частями 1 или 2 настоящей статьи, совершённые в отношении заведомо малолетнего (малолетней), либо повлекшие по неосторожности смерть потерпевшего (потерпевшей), либо причинение тяжких телесных повреждений, либо заражение ВИЧ, ибо иные тяжкие последствия – наказываются лишением свободы на срок от восьми до пятнадцати лет.

Данные преступления могут быть совершены в отношении малолетних и несовершеннолетних обоих полов также с обязательным признаком насилия, то есть против их воли.

свернуть

За то, что...

Нет насилию в отношении детей

Ребёнок не кукла

Меню раздела